Комментируя положения законопроекта, Анатолий Аксаков отметил, что в настоящее время в законодательстве объем требований, которые призваны свидетельствовать о финансовой надежности банка, довольно широкий. Это и требования к размеру капитала кредитных организаций, к участию в системе страхования вкладов, к отсутствию действующих предписаний со стороны регулятора, к выполнению экономических нормативов, к нахождению под прямым или косвенным контролем Правительства Российской Федерации или Банка России и так далее.
Кроме того, есть требования общего характера, не связанные с подтверждением финансовой надежности кредитной организации, например, наличие лицензии на осуществление банковских операций, существование на рынке не менее определенного времени, участие в определенного вида бизнес-проектах.
По мнению Анатолия Аксакова, обилие разнообразных критериев на деле препятствует доступу банков к соответствующим ресурсам. Установление завышенных требований к банкам приводит к искусственному ограничению конкуренции.
«Мы предлагаем установить единое требование к кредитным организациям, участвующим в отборе на право использования публичных ресурсов», - заявил Анатолий Аксаков.
По его словам, интегральным показателем финансовой надежности банка должен стать кредитный рейтинг, присвоенный по национальной рейтинговой шкале, поскольку он уже включает в себя все те показатели, которые в разной форме использует действующее законодательство для оценки финансового положения кредитной организации и ее способности отвечать по своим обязательствам.
Проектируемой нормой предлагается наделить Правительство Российской Федерации, Банк России, Министерство финансов устанавливать уровень кредитного рейтинга, которому должен соответствовать кредитный рейтинг кредитной организации, чтобы иметь доступ к соответствующим ресурсам.
Согласно законопроекту, на основе кредитного рейтинга предлагается допускать банки к работе со средствами государственных корпораций, государственных компании и публично-правовых компаний, хозяйственных обществ, федеральных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также со счетами эскроу и при осуществлении отдельных видов деятельности, в которых предусматриваются процедуры отбора банков.
«Мы рассчитываем на то, что расширится число участников разных государственных программ, а это приведет к конкуренции за участие в таких программах, соответственно, они будут реализовываться эффективнее и снизится их стоимость. Кроме того, когда размер капитала не будет определяющим критерием, повысится конкурентоспособность региональных банков, что в свою очередь будет способствовать развитию российских регионов», — отметил Анатолий Аксаков.
Законопроект был подготовлен членами Комитета Госдумы по финансовому рынку под руководством Анатолия Аксакова при активном участии экспертов Ассоциации банков России.