Георгий Лунтовский напомнил, что, в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ, Правительство Российской Федерации определяет перечень банков, в которых участники закупок могут размещать денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок. Из-за достаточно жестких критериев отбора специальные счета для этих целей могут открывать только 23 банка.
Необходимо перейти на использование рейтингов в качестве критерия отбора банков, исключив из закона требования к величине капитала. Ассоциация подготовила соответствующий законопроект. Он рассмотрен Правительством Российской Федерации и готовится к внесению в Госдуму, заявил Георгий Лунтовский.
Президент Ассоциации банков России сообщил, что практика использования инструмента банковских гарантий выявила различия в регулировании банковских гарантий в Федеральных законах №44-ФЗ и №223-ФЗ.
Так, в соответствии с №44-ФЗ, все банковские гарантии должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в Единой информационной системе (ЕИС). В №223-ФЗ такие требования отсутствуют. Ассоциация предлагает внести изменения в законодательство, чтобы в реестр ЕИС были включены все гарантии, в том числе используемые в №223-ФЗ.
Другое различие заключается в том, что требования к банковской гарантии определены в законе №44-ФЗ, но не в №223-ФЗ. На практике это способствует формированию завышенных требований к банковской гарантии и существенно осложняет процесс ее выдачи.
Необходимо урегулировать требования к банковским гарантиям, выдаваемым в рамках закона №223-ФЗ. Важно также разработать единый структурированный формат банковской гарантии - это может способствовать облегчению и упорядочению процесса выдачи гарантий, подчеркнул Георгий Лунтовский.
Президент Ассоциации банков России также озвучил ряд предложений по устранению пробелов в Гражданском кодексе РФ, касающихся применения гарантий в процедурах закупок.
Распространенным основанием для представления требования платежа по независимой гарантии является невыполнение основного обязательства в установленные сроки. При этом по основному обязательству стороны могут прийти к соглашению о продлении срока, в том числе при условии продления срока действия независимой гарантии. В Международной практике этот вопрос решен. С учетом этого предлагается дополнить ст. 375 ГК РФ положением о возможности отказа бенефициара от платежа по независимой гарантии взамен на продление срока действия независимой гарантии, считает Георгий Лунтовский.
По его словам, необходимо дополнить Гражданский кодекс РФ положением о способах отказа бенефициара от своих прав по независимой гарантии, и предусмотреть возможность прекращения обязательств гаранта при уменьшении до нуля суммы, подлежащей выплате по независимой гарантии.
Целесообразно также установить сроки для рассмотрения гарантом требования бенефициара и для приостановления платежа по независимой гарантии в рабочих, а не календарных днях.
Георгий Лунтовский сообщил, что Ассоциация подготовила соответствующий проект изменений в Гражданский кодекс РФ, который сейчас обсуждается с профильными ведомствами.
Председатель комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев отметил, что комитет плотно работает с Ассоциацией банков России по самому широкому спектру вопросов. По его словам, предложения Ассоциации будут включены в проект рекомендаций по итогам парламентских слушаний.
2 ноября 2024 года
31 октября 2024 года