Анализ практики применения антикризисных мер показывает, что в России фактически сформировалась многоуровневая банковская система. Возможность использовать те или иные инструменты рефинансирования, а также получать доступ к программам госпомощи ставится в зависимость от размеров кредитной организации. При этом в регулировании деятельности кредитных организаций, чьи активы различаются на несколько порядков, нет никаких различий.
В настоящее время банковскую систему России можно разделить на четыре четкие группы. В первую входят 15 банков с государственным участием, получающие прямую государственную помощь. Вторая – 80 кредитных организаций, которые имеют возможность получить долгосрочное рефинансирование с использованием ОФЗ и субординированных кредитов ВЭБа. Еще около 150 банков имеют доступ к краткосрочным беззалоговым аукционам. И, наконец, около 800 кредитных организаций в настоящее время лишены всякой поддержки, несмотря на то, что именно во второй, третьей и четвертой сотнях российских банков действует значительное число успешных региональных банков, являющихся лидерами региональных банковских систем.
Ассоциация региональных банков России считает, что назрела острая необходимость создания полноценных правовых рамок деятельности кредитных организаций, которые являются ядром финансовой системы регионов.
С начала текущего года Ассоциация «Россия» работает над проектом комплексного изменения законодательства, направленного на введение понятий «региональный» и «специализированный» банк. Цель этой работы не в том, чтобы, в обход принятых в этом году поправок к закону «О банках и банковской деятельности», сохранить кредитные организации с капиталом ниже 90 млн. руб., а в том, чтобы законодательно закрепить существующую де факто многоуровневую банковскую систему и поставить административную и регулятивную нагрузку в зависимость от размеров и особенностей деятельности кредитных организаций. При этом на региональные и специализированные банки возлагается важнейшая задача по обеспечению доступности финансовых услуг на всей территории страны.
Наша цель создать условия для развития таких посредников, которые не на словах, а на деле повышают доступность финансовых услуг в регионах, обеспечивают малый и средний бизнес доступными и дешевыми кредитами, привлекают депозиты населения, – считает президент Ассоциации региональных банков России, член Национального банковского совета, депутат Государственной Думы РФ Анатолий Аксаков. – Словосочетание «региональный банк» не должно служить синонимом словосочетанию «маленький банк». Многие «регионалы» могут дать фору московским кредитным организациям. Региональные банки – это центры финансовой инфраструктуры регионов. Они порой работают там, куда «федералы» и не сунутся. И такие банки наравне с федеральными игроками должны получать государственную поддержку.
Но прежде чем вносить какие-либо изменения в законодательство, необходимо тщательно изучить и типологизировать потребности и возможности экономик и населения регионов. Только таким образом можно определить типы и объем операций, которые будут совершаться банками в регионе, а соответственно реальные требования к капиталу, банковским резервам и т.д. Попытки свести работу по структурированию банковской системы к нескольким поправкам в законодательство, не имеющим под собой хорошо проработанной основы, способны дискредитировать без сомнения своевременную и нужную идею создания многоуровневой банковской системы.
В настоящее время эксперты Ассоциации «Россия» проводят комплексные исследования экономик нескольких субъектов федерации, результатом которых должны стать взвешенные, экономически обоснованные предложения по изменению законодательства, содержащие четкие параметры и требования, в которых должны существовать финансовые посредники в регионах.
3 октября 2024 года