Нет недостатка во мнениях и рецептах. В одном сходятся все аналитики – необходимо не допустить переползания кризисных явлений на реальную экономику, производственный сектор. А для этого необходимо, чтобы банковская система выполняла свою основную функцию – кредитовала предприятия и население. 28 октября 2008 года в 10:30 в Малом зале Государственной Думы Российской Федерации состоятся парламентские слушания «Законодательное обеспечение развития и укрепления финансового сектора России».
К сожалению, до сих пор многие аспекты деятельности банков и других структур, связанных с кредитованием как физических, так и юридических лиц, имеют либо слабое законодательное регулирование, либо не отрегулированы вообще.
На это можно было закрывать глаза, когда ликвидность была дешевой и широко доступной. Но мировой финансовый кризис серьезно усложнил ситуацию. Всем субъектам кредитных отношений: банкам, клиентам, страховым и лизинговым компаниям, кредитным брокерам, компаниям, работающим с долговыми обязательствами – всем нужны четкие законодательные акты, регулирующие все аспекты выдачи и возврата кредитов и работы с залогами.
К счастью, необходимость срочного принятия такого законодательно обеспечения сейчас понимают на всех этажах руководства нашей страны.
28 октября Ассоциация региональных банков России представит на парламентских слушаниях пакет законодательных инициатив, направленных на восстановление и развитие рынка кредитования в нашей стране.
В парламентских слушаниях принимают участие:
- Геннадий Меликьян, первый заместитель председателя Центрального Банка России
- Дмитрий Ананьев, председатель Комитета по финансовому рынку и денежному обращению Совета Федерации,
- Сергей Харламов, заместитель Руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам,
- Алексей Саватюгин, руководитель Департамента финансовых рынков РФ,
- Кира Лукьянова, депутат Государственной Думы, член Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы
- Андрей Кашеваров, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы,
- Андрей Зверев, руководитель Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации
- Сергей Аврамов, член правления банка БНП ПАРИБАС
- Илья Ломакин-Румянцев, руководитель Федеральной службы страхового надзора
- Александр Хандруев, первый вице-президент Ассоциации региональных банков России
- Павел Самиев, заместитель генерального директора рейтингового агентства «Эксперт РА»
Краткая информация о законопроектах, рассматриваемых на парламентских слушаниях 28 октября 2008 г.
На развитие потребительского кредитования направлены проект закона «О потребительском кредитовании», в котором досконально прописаны все аспекты взаимоотношений заемщика и кредитора; проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О потребительском кредитовании», а также проект закона «О внесении изменений в статьи 176 и 177 Уголовного кодекса Российской Федерации». Эти законопроекты направлены на повышение защищенности не только заемщика, но и кредитора. В частности, в уголовный кодекс будут введены статьи о незаконном получении кредита, злостном уклонении от выплаты кредита, которые предусматривают уголовную и финансовую ответственности за указанные деяния. Это позволит повысить возвращаемость кредитов, снизить ущерб и риски от мошенничества, а следовательно и затраты банков, и стоимость кредитов для заемщиков.
Большое внимание уделено развитию ипотеки. Впрочем, в нынешней ситуации скорее нужно говорить о ее возрождении. У российских банков всегда были проблемы с «длинными» деньгами под выдачу ипотечных кредитов, а мировой финансовый кризис сократил возможности привлечения таких ресурсов до минимума. Если не построить в нашей стране принципиально иную, нежели до кризиса, систему финансирования ипотечных кредитов, не стоит рассчитывать на возрождение, а тем более развитие этого сектора кредитования.
Для изменения ситуации на этом направлении работы кредитных организаций предполагается принять следующие законодательные акты: «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части введения жилищного накопительного вклада)», «О внесении изменений в федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах», «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», расширяющий возможности вложения средств накопительной части пенсии в ипотечные ценные бумаги, а также «О секьюритизации» и необходимые для работы законодательства о секьюритизации законы «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О секьюритизации»» и «О внесении изменений в Гражданский Кодекс Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О секьюритизации»»
Необходимо отметить, что секьюритизацию предлагается применять для любых долгосрочных кредитов: ипотечных, автокредитования и пр.
Для снижения рисков по кредитам, выдаваемым под залог движимого и недвижимого имущества Ассоциация региональных банков России предлагает существенно уточнить действующее законодательство о залоге. В частности предлагается принять закон «О внесении изменений главу 23 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации», связанную с уточнением положений о залоге, закон «Об учете залогов автомототранспортных средств», а также «О внесении изменений в статью 24 Кодекса внутреннего водного транспорта (в части согласования с законодательством об ипотеке)». Эти документы содержат положения, позволяющие формализовать и упростить процедуру взыскания заложенного имущества в случае невозможности выплаты кредита заемщиком.
Для снижения рисков работы на срочном рынке, приведения российского законодательства, регулирующего работу на финансовых рынках к мировым стандартам, а также гарантировать исполнение обязательств даже в случае банкротства одного из участников срочной сделки Ассоциация региональных банков России предлагает принять закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (в части установления правового режима договоров неттинга на рынке финансовых инструментов). Отсутствие грамотного четкого законодательного регулирования срочного рынка не просто тормозит его развитие, в какой-то мере именно по этой причине он остановился в конце сентября – начале октября.
Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», направленный на уточнение положений Федерального закона № 115-ФЗ, которые содержат неисполнимые обязанности, не подлежат однозначному толкованию, предъявляют к кредитным и иным организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и иным имуществом, избыточные требования, выходящие за рамки европейских и международных стандартов. Вносимые изменение призваны обеспечить более эффективное применение Закона № 115-ФЗ.M
Многие из рассматриваемых законопроектов подготовлены Ассоциацией региональных банков России достаточно давно. Однако последние события не только позволили внести в них определенные важные уточнения, но и показали необходимость их срочного принятия. Эти законы ждут банковское сообщество, российская промышленность, клиенты банков, граждане России, рассчитывающие на улучшение жилищных условий, весь отечественный финансовый рынок.
24 марта 2023 года

24 марта 2023 года
