Выступая на конференции «Корпоративная финансовая реструктуризация», вице-президент Ассоциации «Россия» Олег Иванов, подчеркнул важное значение организации взаимодействия кредиторов в ситуации корпоративной финансовой реструктуризации, в случае, когда речь идет о взыскании с должника долгов сразу по нескольким обязательствам, либо по одному выданному кредиту, предоставленному группе заемщиков.
Как отметил Олег Иванов, в настоящее время взаимоотношения между несколькими кредиторами практически никак специально не урегулированы ни гражданским, ни процессуальным законодательством.
Арбитражный процессуальный кодекс, гражданский процессуальный кодекс построены на принципах конкуренции кредиторов, в соответствии с которым выигрывает тот, кто наиболее быстро подаст иск в суд и сможет получить судебное решение, добившись впоследствии обращения взыскания на то или иное имущество должника.
Такая конкуренция кредиторов по сути стимулирует быстрое банкротство должника с его последующей ликвидацией, ограничивая его возможности по финансовому оздоровлению и реструктурированию бизнеса.
На развитых рынках хорошо известны механизмы координации и кооперации нескольких кредиторов, которые действуют на основании юридических соглашений, либо руководствуясь общими правовыми принципами. Примерами таких принципов могут служить 8 принципов INSOL о регулировании задолженности с множественностью кредиторов, которые в свою очередь появились на основе так называемых лондонских принципов.
Олег Иванов поддерживает идею принятия так называемых Московских принципов реструктуризации задолженности с множественными кредиторами (Moscow rules), однако он отмечает, что данные принципы в значительной степени носят надправовой характер и являются обычаями делового оборота.
Прежде чем вводить на рынок данные нормы, необходимо на уровне законодательства более жестко определить права и обязанности кредитора по отношению друг к другу при урегулировании проблемной задолженности.
Олег Иванов обратил внимание, что одной из особенностей российского рынка является полное отсутствие рынка синдицированного кредитования. Это означает, что на внутреннем локальном рынке кооперация кредиторов на этапе предоставления кредитов (при заключении договора синдицированного кредитования) фактически отсутствовало.
А на развитых рынках эти соглашения определяют права и обязанности кредиторов, подачи иска, вопросы управления залогами и иным обеспечением. Как правило, в таких случаях, один из кредиторов наделяется максимальными полномочиями и действует в интересах всего синдиката.
Такого рода договорные конструкции, к сожалению, не возможны в рамках российского гражданского права. Ассоциация региональных банков России неоднократно говорила о необходимости совершенствования гражданского права в части регулирования синдицированного кредитования.
Уже после законодательного определения прав и обязанностей кредиторов на случай мультикредиторской задолженности можно будет ставить вопрос о введении лучших практик и надзаконных правил добросовестного поведения кредиторов, аналогичных принципам INSOL.
2 ноября 2024 года
31 октября 2024 года