Он отметил, что сегодня потребитель финансовых услуг обладает достаточно широкими возможностями для отстаивания своих интересов. Закон о защите прав потребителей дает ему право жаловаться как непосредственно производителю услуг, т.е. банку, так и в специально созданный федеральный орган по защите прав потребителей. Кроме этого, в законе о банках и банковской деятельности специально оговаривается, что потребитель имеет право по-разному урегулировать свои споры с банками.
Закон о рынке ценных бумаг предусматривает, что специальная саморегулируемая организация может принимать жалобы на деятельность своих членов. Это напоминает деятельность службы британского омбудсмена, когда есть возможность направить жалобу в независимый орган.
Наибольшему сомнению при создании института омбудсмена в России специалисты подвергают юридическую обязательность его деятельности. По мнению Олега Иванова, "подсказка проста - любые мировые соглашения стороны обязаны выполнять в силу общих принципов договорного права".
Олег Иванов также затронул одну из важных тем при создании института внесудебного разрешения споров - способы его финансирования. Российскому праву известны все возможные способы финансирования – членские взносы союзов и организаций, целевые фонды некоммерческих организаций, компенсационные фонды саморегулируемых организаций, которые на практике пока не получили развития. Но самой интересной может быть схема финансирования института публичного права, которая используется в случае с Агентством по страхованию вкладов. Банки пропорционально остаткам на депозитных счетах ежеквартально выплачивают суммы в фонд страхования вкладов, которым управляет АСВ на основании закона.
15 октября 2024 года
14 октября 2024 года