По европейской статистике, в настоящее время в Европе функционирует более 740 схем по внесудебному разрешению споров. Практически в каждой стране ЕС существуют свои схемы, которые существуют практически во всех секторах экономики в сферах взаимоотношений продавцов, поставщиков товаров и услуг и населения. Лидером по количеству Германия, где по данным ЕС действует более 260 схем по разрешению внесудебных споров.
«Банковский рынок, на самом деле, является не единственной точкой приложения сил для омбудсмена, рассказал Олег Иванов, например, Бельгия, отличаются тем, что внесудебный механизм разрешения споров с участием омбудсменов функционирует практически во всех секторах рынка. В Австрии на протяжении последних нескольких лет успешно действует интернет-омбудсмен, который разрешает споры между гражданами – пользователями телекоммуникационных услуг и провайдерами. В Дании Ассоциация врачей-стоматологов около 10 лет назад учредила должность омбудсмена, который разрешает споры между клиентами и дантистами».
В настоящий момент Ассоциация «Россия» активно изучает отчет комиссии ЕС, который был проведен в конце 2009 года и в котором исследовался опыт внесудебных разрешений споров в 27 странах Евросоюза. По европейской статистике, на протяжении последних четырех лет количество дел, рассматриваемых всеми схемами внесудебного разрешения споров ЕС, ежегодно прирастает на 12-15 процентов. На 2008 год общее количество такого рода дел составляет около 500 тысяч.
Европейская комиссия зафиксировала, что обращение к омбудсмену стало нормой жизни для европейцев. Для каждой страны комиссия рассчитывает свой коэффициент – соотношение количества дел, рассмотренных омбудсменом, и дел, которые разрешалось в судах. В таких странах как Бельгия и Дания, этот коэффициент равен один к одному: на одно дело, разрешенное в суде между потребителями и поставщиком услуг, приходится одно дело, разрешенное омбудсменом. По сути, в некоторых европейских странах возникает такая тенденция, что к омбудсмену обращаются чаще, чем в суд. Эта процедура признана эффективной, дешевой, быстрой, клиентоориентированной. В этом смысле она востребована и государством и гражданами этих государств.
Сейчас исследование, проведенное по заказу ЕС, нацелено на то, чтобы проанализировать все отраслевые, странновые специфики и выйти на какое-то более совершенное и более общее регулирование работы омбудсмена в рамках всего Евросоюза. Это необходимо для того, чтобы обеспечить еще большую эффективность этих схем, убрать странновые различия и лакуны в регулировании.