Доверие к банковскому сектору базируется как на жестких прозрачных правилах игры, так и на своевременных и адекватных действиях ЦБ РФ. Не прекращая надзор за деятельностью банка, регулятор теперь будет расширять свое влияние на другие области финансовой деятельности, сообщил Михаил Сухов.
Он отметил три сферы деятельности Банка России, которые будут особенно значимы в ближайшее время.
Первая из них связана с повышением внимания к системно значимым банкам. Очень важно обеспечить пропорциональности внимания регулятора к различным участникам финансового рынка, однако крупные банки безусловно должны находиться на специальном контроле. Докладчик заметил, что именно это направление регулирования сегодня активно обсуждается в международном сообществе. Первые 20 банков в России заключают в себе 60% банковских активов, напомнил Михаил Сухов.
По его словам, на этом этапе не стоит задача обременить крупнейшие банки дополнительными обязанностями и финансовыми требованиями. Важна глубина проникновения Банка России в систему рисков этих кредитных организаций. В ближайшее время необходимо назначить полномочных представителей во все крупнейшие банки. Круг полномочных представителей, который сейчас охватывает 20 банков, может в горизонте полугодия увеличится до 40-50 кредитных организаций. Это необходимо для повышения эффективности надзора и является нормальной практикой на международном уровне.
Второе направление деятельности ЦБ РФ связано с тем, что в ближайшее время будут внедряться новые инструменты отслеживания рисков. Ряд специалистов утверждает, что за счет усиления контроля в этой области можно достичь повышения прибыльности. Продвинутый подход к управлению кредитным риском – это троянский конь для банков, заявил Михаил Сухов. С его помощью ЦБ РФ сможет понимать ситуацию в процессе принятия кредитных решений. Это значит, что положение дел в банке будет прозрачно и ясно для надзорного органа, при этом не последует увеличения финансовых требований к кредитной организации, что является положительным моментом.
Ряд специалистов утверждает, что благодаря контролю кредитного риска возможна 40% экономия. Однако Михаил Сухов назвал это слишком оптимистичной оценкой. При планировании экономии на рисках правильнее ориентироваться на 20% уровень сокращения убытков.
Внедрение новых систем управления кредитным риском – это дорогое удовольствие. Банкам с капиталом менее 1 млрд. рублей будет сложно осуществить все необходимые инновации.
Реализовать концепцию повышенных требований к системно значимым банкам будет проще после практической реализации надзора на консолидированной основе. Глубокий надзор и его эффективные результаты – это альтернатива "закручиванию гаек", которой все опасаются, и она может дать намного более выраженный результат.
Новое законодательство дало банкам дополнительные возможности для контроля своих партнеров, изучению конечных бенефициаров, в оценке возможностей бизнеса и т.д. Соответственно, и требования
Банка России к кредитным организациям в области выдачи ссуд повышаются. Михаил Сухов напомнил, что за первое полугодие 2013 года Банк России отозвал 3 лицензии на осуществление банковских операций, за второе полугодие, которое только началось, уже отозвано 6 лицензий.
Если какой-либо банк будет замечен в проведении непрозрачных операций на большие суммы, порядка 5 млрд. рублей, в пользу какого-то подозрительного клиента, то территориальное отделение должно иметь возможность начать соответствующие процедуры проверки и учета, вплоть до отзыва лицензии, если выявятся какие-то отягчающие обстоятельства. "Мы строим Международный финансовый центр, который должен выглядеть позитивно по существу", - подчеркнул Михаил Сухов. Соответственно, организации и банкиры, которые осуществляют сомнительные переводы для своих клиентов, должны подумать о последствиях.
Третье направление в деятельности Банка России – это предупреждение угроз для вкладчиков и кредиторов. Создается система по отслеживанию таких ситуаций. Акционеры и руководители банков должны предпринимать активные меры по сокращению признаков угрозы для кредиторов и вкладчиков, если такие присутствуют в их деятельности, сообщил он.
Банком России установлен срок в 2 месяца, чтобы устранить ключевые угрозы, а также дается еще 2 месяца, чтобы убедить территориальное учреждение в том, что у руководителей банка есть план по сокращению угроз для вкладчиков и другим мерам. Кроме того, для таких банков разработана программа по выходу из сложной ситуации, существуют специальные рекомендации Банка России. К примеру, сложную ситуацию можно исправлять с помощью привлечения новых акционеров и т.д.
Однако в целом банковский сектор должен состоять из устойчивых организаций и это нужно хорошо понимать, отметил Михаил Сухов. Если же, находясь в сложной ситуации, не выполняя рекомендаций, подотчетный банк начнет проводить какие-то операции в пользу крупных клиентов, сомнительные по своему характеру, то конструктивизм Банка России на этом резко закончится и будут предприниматься жесткие меры. Регулятор разрабатывает систему контроля и повышения прозрачности кредитных организаций в этой сфере.