«Ситуация 2007 года, когда клиенты стоят в очередь за длинными кредитами на самых невыгодных для них условиях, больше не повторится, - заявил в своем выступлении Михаил Матовников. – Сейчас ситуация состоит в том, что кредитов много и их сложно продать».
В России сейчас доля розницы в кредитном портфеле составляет 10 процентов ВВП, в странах Восточной Европы, сопоставимых с Россией по капитализации банковской системы – Польше, Венгрии, Чехии – доля розницы составляет 25-30 процентов, так что у российского розничного сектора есть перспективы увеличения кредитного портфеля.
Михаил Матовников опроверг расхожее мнение, что розница довольно закредитована. С точки зрения ресурсов наш банковский сектор сможем расти без проблем, уверен он, потому что в России велика доля сбережений.
«Падение сбережений с 2003 по 2007 год на самом деле - это фактор роста потребительского кредита. Это не значит, что вкладчик не несет деньги банкам. Доход человек может принести в банк либо в виде вклада, либо в виде процента по кредитам и обслуживанию основного долга. Других денег в системе нет. И если становятся все больше потребкредитов, они просто отсасывают деньги от вкладов», - пояснил он. Например, в 2007 году 40 процентов средств, принесенных физическими лицами в банк, были процентами по кредитам, а не вкладами.
Если посмотреть развитие розницы в процентах по отношению к пассивам и исключить Сбербанк, то типичный московский банк в 2000 году имел порядка 15 процентов вкладов. А сейчас – больше 40. «В этом смысле наша банковская система становится все больше похожей на банковскую систему любой другой страны мира», - резюмировал эксперт.