Банковская система останавливается. «Не случилось ралли в рознице, не было успехов во всех секторах экономики, планы года в банковском секторе выполнены только за счет первого полугодия, а вот во втором полугодии ожидаемого роста не было», - заявил генеральный директор «Интерфакс – ЦЭА» Михаил Матовников на банковской конференции, организованной Ассоциацией «Россия».
Он отметил, что в 3-4 кварталах розничные кредиты не выдавались, и впервые за долгие годы снизилась доля физических лиц в пассивах. Это говорит не о росте вкладов, а о перераспределении рынка, сделал вывод эксперт.
«Я посчитал статистику по банковскому сектору так – берешь данные по 101 форме отчетности банков по соотношению сроков погашения розничных кредитов к их срочности. Оборот по кредиту к средней сумме кредита – 15 месяцев, при этом 40% розницы – это ипотека. Срок в 15 месяцев означает, что банковская система крутится как белка в колесе: все, что банки выдали в начале года, через год надо выдать снова. Отсюда и большие издержки финансовой системы. Нет эффекта масштаба – то, что выдали клиенту сроком 10 лет, не приносит долгого дохода, так как приходится эти деньги выдавать клиентам снова и снова», - пояснил Михаил Матовников.
Выдачи быстро догоняют погашения, отметил он. Портфель банковской системы «встал»: если человек взял кредит, он уже не внесет вклад. Вклады направляются на прирост кредитов физлицам – и это та же пирамида: что получили - тут же выдали. В 2012 году вся банковская система выдала 2 трлн. рублей розничных кредитов, получили от них 1,5 трлн. рублей дохода, а затем 1 трлн. рублей вернули вкладчикам как проценты по вкладам.
«Все замкнулось само на себя, поэтому для кредитов корпоративным клиентам нет денег. Правда, корпоративному сектору кредиты не нужны, поскольку экономика не растет. Но и физлица уже находятся на грани исчерпания своего спроса, когда уже не хотят кредиты брать», - отметил Михаил Матовников.
На его взгляд, торможение роста активов - это хорошая новость в контексте перехода на требования Базеля-3. В этом году впервые рентабельность капитала сможет превысить темпы роста активов, банки сами смогут найти деньги на свою капитализацию, а не просить денег у акционеров, сделал вывод эксперт.
По мнению Михаила Матовникова, в текущем году кредитование корпоративных клиентов будет стагнировать. У специализированных розничных банков сжимается потенциал роста – им придется снижать ставки. «Деваться через какое-то время будет некуда. Придется кредитовать ипотеку под 13%, и это тоже хорошая новость», - отметил Михаил Матовников.
На его взгляд, банкам нужно уходить в длинную розницу, но это повышает риск ликвидности. Следствием удлинения жизни кредитов будет возникающая перед Банком России необходимость развивать кредитование под нерыночные активы, и реализовать туда доступ «кого-то кроме десяти банков».
Банковская система России сейчас представляет собой велосипедиста, зависшего на канате. «При снижении скорости езды на велосипеде на канате возникают большие проблемы с поддержанием равновесия, поэтому удержать равновесие - это главный посыл и вызов этого года», - уверен Михаил Матовников.