Какие перспективы вы видите в России? На рынке был период, когда основная ликвидность российским «дочкам» приходила от материнских банков. Но эта история осталась в прошлом и, скорее всего, не скоро восстановится. Альтернативы?
- Главное, что диктует сегодняшний день банкам в этом плане, – необходимость диверсифицировать фондирование. Время искать один магистральный источник ликвидности тоже осталось в прошлом!
Что же делать в этой ситуации? Мы, например, в самый разгар кризиса, в конце 2008 года, начали принимать депозиты. Не самое было удачное время, казалось бы, но – получилось.
Другое направление фондирования – наш собственный капитал и оптовые источники ликвидности – межбанк, облигации, евробонды, секьюритизация.
- Если говорить не о «Хоум Кредите», а о банках-«дочках», как вы считаете, куда стратегически вырулит эта история? Мы видим, что часть иностранных банков (например, французы) пришли всерьез. Другие, наоборот, либо уже ушли, либо уходят (как бельгийцы, например). Но в целом по рынку – как могут выглядеть сценарии развития «дочек»?
- Я думаю, уход иностранцев с российского рынка – это лишь уход более слабых банков. Если уходит какой-то иностранный банк, все об этом пишут, если закрывается маленький российский банк в провинции – никто не замечает. Поэтому здесь сложился некий двойной стандарт. На самом деле, это две стороны одного и того же процесса: слабые банки уходят с рынка, и совершенно неважно, иностранного они происхождения или российского.
Полагаю, в России действительно начался глобальный процесс консолидации банков. Я сравниваю с Бразилией, где ранее работал. Население там в полтора раза больше, чем в России, а банков – в пять раз меньше, около двухсот.
В России неизбежна консолидация банков. Опять же, вернемся к тому, что для устойчивости банков нужна какая-то ощутимая доля в тех или иных сегментах рынка, а не сотые доли процента. Или – специализация. Банкам скоро станет невыгодно заниматься сразу всем. Я не могу быть конкурентен сразу в потребкредитовании, ипотеке, автокредитовании и проч. Это нереально. Если я хочу попасть в топ-5 или топ-10 одного из этих сегментов – я должен сосредоточиться на одном или нескольких сегментах. Но – не на всех сразу.
Например, у нас на сегодня – четыре основных направления. Это POS-кредиты, кредиты наличными, карты и депозиты. И мы сосредотачиваемся на них. Мы хотим оказаться в топ-5 по всем этим направлениям – в идеале. Если получится в двух-трех – это будет стратегическая победа.
Интервью полностью читайте на портале Bankir.ru
13 февраля 2025 года
