Законопроект депутатам представил председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Он напомнил, что в первом чтении законопроект был принят Государственной Думой 14 декабря 2016 года. Для подготовки ко второму чтению Комитетом была создана рабочая группа. По итогам ее работы 26 поправок рекомендованы Комитетом к принятию, 36 - к отклонению. Анатолий Аксаков особо отметил, что «Комитет доработал законопроект таким образом, чтобы максимально защитить интересы российских автолюбителей, и в то же время решить проблему, которая озвучивалась при рассмотрении законопроекта в первом чтении, касающуюся деятельности недобросовестных так называемых «автоюристов».
Поскольку законопроект имеет большое социальное значение, Анатолий Аксаков в ходе пленарного заседания подробно остановился на принципиальных моментах, которые включены в таблицу принятых поправок. По его словам, законопроектом устанавливается максимальное расстояние до станции технического обслуживания, либо от места происшествия, либо от места жительства потерпевшего – 50 км. Выбор, откуда рассчитывать этот километраж, остается за потерпевшим лицом. Что касается сроков ремонта, то он не должен превышать 30 дней, в противном случае за каждый день просрочки устанавливается штраф в 0.5% от суммы страхового возмещения.
Станция технического обслуживания выбирается из числа тех, которые находятся в реестре страховой компании, либо самим страхователем, но по согласованию со страховой компанией. Если у страховщика заключен договор со станцией технического обслуживания, выбранной потерпевшим, то при осуществлении восстановительного ремонта на такой станции использование бывших в употреблении запасных частей (деталей, узлов, агрегатов), равно как и восстановленных запасных частей не допускается.
Минимальный гарантийный срок на результат восстановительного ремонта транспортных средств составляет 6 месяцев, а в отношении результата кузовных работ и работ, связанных с использованием лакокрасочных материалов - 12 месяцев.
Как отметил Анатолий Аксаков, «это сделано по предложению автолюбителей». Также сохранены гарантийные обязательства предприятия-изготовителя в случае необходимости осуществления ремонта нового автомобиля.
Проектом закона установлен исчерпывающий список, когда осуществляются денежные выплаты: причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью, смерть потерпевшего, полное уничтожения автомобиля, превышение стоимости ремонта над лимитом выплаты ОСАГО (400 000 рублей). Кроме того, денежное возмещение может быть выплачено отдельным категориям инвалидов. У автовладельца возникнет право требовать осуществления возмещения вреда в денежной форме, если страховщик не сможет организовать ремонт на СТО, предложенной им ранее.
Центральному Банку предоставляется право устанавливать ограничение на осуществление натурального ремонта на срок до 1 года в тех случаях, когда страховщик нарушает требования закона, при поступлении на него жалоб от автолюбителей.
Законопроектом закреплен порядок действий потерпевших в случае коллективного, массового столкновения. Автовладельцы будут обращаться в страховые компании, с которыми у них подписан договор, что позволит значительно упростить решение процедурных вопросов, в том числе и об оплате страхового возмещения.
Настоящая редакция законопроекта предусматривает, что он вступает в действие через 30 дней после опубликования и действует только для новых договоров.
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении запланировано на 17 марта.
Выступивший на заседании заместитель Председателя Банка России Владимир Чистюхин указал на тот факт, что закон содержит ключевое условие, «заключающееся в том, что если страховая компания не может предложить станцию техобслуживания, которая удовлетворяет всем тем критериям, которые сегодня уже перечислялись, то она будет платить деньгами». В связи с чем он выразил уверенность, что «страховые компании будут крайне заинтересованы в повышении качества станций техобслуживания».
Также Владимир Чистюхин отметил, что «в рамках законопроекта на страховую компанию, чего не было до сих пор, возлагается вся ответственность за качество произведённого ремонта». По его словам, это означает, что страховые компании принципиально заинтересованы в повышении качества ремонта, поскольку они находятся под надзором Центрального Банка и в случае неудовлетворительного оказания услуг, могут быть подвергнуты административным штрафам, а также ограничены в организации ремонта - будут вынуждены выплачивать страховое возмещение только деньгами.