По словам одного из авторов законопроекта, председателя комитета по финансовому рынку Анатолия Аксакова, законопроект «защищает имущественные права участников клиринга, позволяет центральному контрагенту привлекать средства юридических лиц и сразу же направлять их в рынок, приобретая ценные бумаги участников рынка. Таким образом, повышается эффективность финансирования различных проектов и компаний».
Законопроектом предусматриваются положения, обеспечивающие защиту имущества клиента участника клиринга, учитываемого на товарных счетах. Для этого предлагается правовой механизм, аналогичный режиму специального торгового банковского счета участника клиринга, в соответствии с которым, с одной стороны, имущество клиента обосабливаются от имущества участника клиринга, с другой, на имущество клиента участника клиринга, находящееся на таком специальном счете, не может быть обращено взыскание по обязательствам участника клиринга.
В соответствии с законопроектом центральный контрагент наделяется полномочием по урегулированию возможных проблемных ситуаций при риске дефолта не только участников клиринга, но и их клиентов, т.е. на более ранней стадии, чем это предусмотрено действующим законодательством.
Ряд положений законопроекта направлен на дальнейшее развитие организованного товарного рынка и касается совершенствования регулирования деятельности оператора товарных поставок с учетом особенностей хранения и транспортировки отдельных видов товара, а также реализации возможности совмещения функций центрального контрагента и оператора товарных поставок.
Отдельные положения законопроекта направлены на доработку механизма заключения на организованных торгах сделок по размещению денежных средств.
Законодательство дополняется правовыми нормами, уточняющими соблюдение письменной формы договора банковского вклада (депозита), заключенного на организованных торгах, а также положениями, определяющими, какими документами будет подтверждаться заключение этого договора. Кроме того, при обращении взыскания на денежные средства, размещенные в депозит, предусмотрен правовой режим, гарантирующий завершение расчетов по обязательствам, допущенным к клирингу, аналогичный тому, который установлен для иных денежных средств участника клиринга, являющихся клиринговым обеспечением.
Федеральный закон «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте» дополняется статьей, определяющей основания и порядок прекращения и утраты статуса центрального контрагента.
В соответствии с законопроектом к участию в организованных торгах ценными бумагами, иностранной валютой и производными финансовыми инструментами допускается Федеральное казначейство, на которое также, как на Минфин России и Банк России, не будет распространяться требование о формировании клирингового обеспечения.
Законопроект фиксирует полномочия Банка России по определению требований к квалифицированному центральному контрагенту, установлению порядка признания качества управления центрального контрагента удовлетворительным, определению требований к составу информации, подлежащей раскрытию клиринговой организацией и центральным контрагентом, а также к порядку и срокам раскрытия такой информации.
В статью 18 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» вносится поправка, наделяющая совет директоров Банка России функцией по установлению перечней рейтинговых агентств, рейтинги которых используются при реализации Банком России своих полномочий, а также уровней соответствующих рейтингов и особенностей их применения.