Георгий Лунтовский остановился на институциональных изменениях, происходящих в банковском секторе. По оценкам Ассоциации, около половины зарегистрированных коммерческих банков работают в регионах, их количество по сравнению с 2014 годом сократилось более чем на 40%. Уменьшается и количество обособленных подразделений банков, на сегодня их осталось порядка 30 тысяч.
Кроме того, с сокращением количества банков и их подразделений, сокращается количество расчетно-кассовых центров Банка России. Из полутора тысяч кассовых подразделений на сегодняшний день осталось 155. Это влечет дополнительные трудности с обеспечением регионов наличными деньгами. «Вчера на комитете по НДО эту обеспокоенность высказали как региональные, так и крупные банки. Все отметили, что меняется модель обеспечения экономики наличными деньгами. Мы договорились с Банком России продолжить дискуссию на эту тему», - сообщил Георгий Лунтовский.
Введение пропорционального регулирования может позитивно сказаться на повышении конкурентоспособности небольших банков, но наряду с этим для них ограничен доступ к рынку межбанковского кредитования, к работе с исполнителями государственных контрактов.
Например, для участия в программе льготного кредитования предприятий аграрного сектора Минсельхоз отобрал 44 банка. Ассоциация банков России считает, что этого недостаточно для поддержки сельхозпроизводителей в регионах.
«Мы проанализировали ситуацию с кредитованием села и провели встречу в Минсельхозе с представителями министерства, Банка России, кредитных организаций, где обсуждали необходимость учитывать при отборе банков в первую очередь их компетенции и опыт работы с сельхозпроизводителями, а не размер капитала», - подчеркнул Георгий Лунтовский.
Он также отметил, что в 2018 году банки, активно кредитующие строительную отрасль, оказались отрезаны от возможности обслуживания застройщиков, привлекающих средства участников долевого строительства.
На 1 ноября 2018 г. из 60 банков, уполномоченных для обслуживания застройщиков, не более половины заинтересованы в работе с этим клиентским сегментом и имеют компетенции в кредитовании и сопровождении жилищного строительства. И напротив, ранее активно кредитовавшие строительство и имеющие необходимый опыт и компетенции региональные банки не попали в список уполномоченных. Как следствие, региональные застройщики столкнулись с трудностями получения финансирования, а региональные банки – с потерей клиентской базы.
Георгий Лунтовский также сообщил, что Ассоциация провела инвентаризацию законов и подзаконных актов, в которых предусмотрены ограничения, касающиеся отбора банков. «Таких документов мы насчитали более 60. Работа по отражению в них предложенного подхода началась. Мы готовим предложения по ряду законопроектов и надеемся на поддержку Совета Федераций», - подчеркнул президент Ассоциации банков России.
В заключении он отметил позитивную роль регулятора в создании под эгидой Банка России инфраструктурных платформ общего пользования, таких как система быстрых платежей, реестр залогов и банковских гарантий в целях недопущения технологических монополий на банковском рынке. «Ассоциация активно участвует в этой работе и надеюсь, что это позволит кредитным организациям снизить свои издержки и окажет положительный эффект на кредитование экономики регионов», - сказал Георгий Лунтовский.