Анализ практики применения антикризисных мер показывает, что в России фактически сформировалась многоуровневая банковская система, которую можно разделить на четыре четкие группы:
Первая - 15 банков с государственным участием, получающих прямую государственную помощь;
Вторая – 80 кредитных организаций, которые имеют возможность получить долгосрочное рефинансирование с использованием ОФЗ и субординированных кредитов ВЭБа;
Третья – около 150 банков имеющих доступ к краткосрочным беззалоговым аукционам;
Четвертая – около 800 кредитных организаций, которые в настоящее время лишены всякой поддержки, несмотря на то, что именно во второй, третьей и четвертой сотнях российских банков действует значительное число успешных региональных банков, являющихся лидерами региональных банковских систем.
По мнению экспертов Ассоциации «Россия», выход из кризиса будет происходить по мере развития регионов, где банки являются центрами финансовой инфраструктуры. Для стабилизации экономической ситуации и дальнейшего роста необходимо оказать меры поддержки главным финансовым посредникам, проводникам средств при реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих развитие России.
Учитывая роль региональных банков в развитии национальной экономики в посткризисный период, Ассоциация «Россия» предлагает ряд мер по повышению устойчивости региональных финансовых систем.
1. Региональным кредитным организациям необходим дополнительный капитал. Докапитализация банков послужит источником покрытия потерь в период роста проблемных активов и как база для дальнейшего роста.
Реализация программы по увеличению капитала кредитных организаций имеет все шансы оказаться эффективнее создания банка «плохих долгов». При докапитализации в управлении проблемными активами будут максимально задействованы уже имеющиеся внутрибанковские структуры, что повысит уровень возвратности кредитов, и не будет провоцировать банки на проведение безответственной кредитной политики в будущем.
Любая схема докапитализации должна реализовываться на условиях возврата средств, предоставленных государством. Этот механизм должен учитывать вероятное снижение рентабельности банковского бизнеса, как под воздействием конкуренции, так и негативного влияния кризисных явлений.
Повышение капитала актуально в первую очередь для частных банков, собственники которых заинтересованы в развитии бизнеса. Поэтому все варианты докапитализации частных банков должны предусматривать участие их собственников в увеличении капитала и минимизацию вмешательства государственных структур в оперативное управление. Минимизация вмешательства в оперативное управление с одной стороны и учет интересов государства как «акционера второго уровня» - с другой стороны должны обеспечить четкие правила корпоративного управления.
2. Средства для региональных кредитных организаций должны предоставляться на длительный срок. Целесообразно выделять банкам средства на 10-15 лет. Это позволит не только повысить устойчивость банков, но и послужить развитию банковской системы. Возврат предоставленных государством средств должен происходить равномерно. Одновременно банки должны иметь возможность досрочного возврата средств.
По мнению экспертов Ассоциации «Россия», схема докапитализации с использованием гособлигаций должна учитывать ограничения на допустимый уровень суверенного долга, что можно обеспечить внесением поправок в законодательство. Текущий уровень государственного долга (менее 10% ВВП) может быть без существенных последствий увеличен в пять-семь раз. Наряду с этим должен быть предусмотрен и механизм докапитализации путем внесения денежных средств, например как дополнительный канал предоставления ликвидности, но этот вариант не должен быть доминирующим. Средства в ходе докапитализации должны предоставляться на 10—15 лет, чтобы способствовать не только стабилизации, но и развитию банковской системы.
3. Специалисты Ассоциации считают, что необходимы и иные источники для повышения капитала региональных банков. Ассоциация «Россия» продолжает активное сотрудничество с иностранными партнерами в этой сфере. В апреле нынешнего года в ходе переговоров, прошедших во время поездки в США между президентом Ассоциации региональных банков России Анатолием Аксаковым и представителями Международной финансовой корпорацией (IFC) была достигнута договоренность о сотрудничестве. Руководство IFC высоко оценило инициативу Ассоциации региональных банков по увеличению капитализации региональных банков.
В результате переговоров IFC заявила о готовности выделить средства для поддержки российских региональных банков из своего фонда, при условии участия в рекапитализации региональных банков Правительства РФ.
3 августа в Москве Анатолий Аксаков провел встречу с вице-президентом IFC Ларсом Тунеллом, в ходе которой обсуждалась возможность создания фонда, средства которого могли бы быть использованы для рекапитализации региональных банков. Идея создания такого фонда с участием государства и западных инвесторов обсуждалась на одном из заседаний Национального банковского совета. Ассоциация «Россия» направила письмо на имя министра финансов Российской Федерации Алексея Кудрина и руководителя финансовых рынков Центральной и Восточной Европы IFC Тимоти Крауза с предложением создать фонд с участием государства и западных инвесторов, в том числе IFC, EBRD, KFW.
По мнению Анатолия Аксакова, участие в рекапитализации российских региональных банков иностранных инвесторов имеет огромное значение. «Было бы большой ошибкой потерять региональную банковскую систему в результате кризиса. К счастью, западные финансисты, имеющие огромный опыт, прекрасно понимают значение региональных банков для экономики такой большой страны, как Россия» - подчеркивает Анатолий Аксаков. В ходе переговоров с представителями IFC была достигнута договоренность об участии Международной финансовой корпорации в создании Фонда рекапитализации российских региональных банков и координации этого процесса.
4. Ассоциация «Россия» продолжает отстаивать идею создания банка «плохих» долгов – развитие ситуации в реальном секторе экономики может потребовать задействовать такой механизм. Создание банка «плохих долгов» - резервный вариант на случай резкого ухудшения ситуации в реальном секторе. В настоящее время эффективность «плохого банка» находится под вопросом, однако кризисное развитие ситуации в реальном секторе может потребовать временно задействовать такой механизм, поэтому важно проработать соответствующие процедуры для своевременной реализации механизмов работы с «токсичными» активами.
5. Большое значение имеет увеличение объемов строительства жилых объектов. Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (Фонд РЖС) и Ассоциация региональных банков подписали соглашение о сотрудничестве в области кредитования строительства жилья. В ходе работы в 23 регионах банки – члены Ассоциации «Россия» будут реализовывать программы кредитования строительства жилья под государственные гарантии. Этот проект оказывает реальную поддержку строительной отрасли, одной из наиболее пострадавших в результате разразившегося экономического кризиса. Механизм предоставления госгарантий позволит активизировать кредитование в этой сфере с непосредственным участием региональных банков.
6. Эксперты Ассоциации «Россия» совместно с рейтинговым агентством Эксперт РА разработали Стратегию развития банковского сектора на 2009 – 2012 г.г. Стратегия будет представлена к обсуждению на традиционном банковском Форуме «Банки России – XXI век» 3-6 сентября в г. Сочи.
Эксперты Ассоциации полагают, что для повышения устойчивости и дальнейшего развития отечественной банковской системы необходимо обеспечить соблюдение базисных положений Стратегии:
• Только распределенная по территории страны сеть кредитных организаций разного размера и специализации обеспечит доступность финансовых услуг;
• Банкам необходим дополнительный капитал, не только как источник покрытия потерь в период роста проблемных активов, но и как база для дальнейшего роста;
• Наиболее эффективный способ «разморозить» кредитование – система экономических стимулов, а не «ручное» управление;
• Без «удлинения», диверсификации и повышения стабильности ресурсной базы российских банков невозможно добиться устойчивого расширения активных операций;
• Риск-ориентированное регулирование, включающее систему мониторинга внешних и внутренних риск-факторов, должно снизить вероятность потрясений на финансовых рынках;
• Важнейшие условия успешного пост-кризисного развития российских банков – модернизация инфраструктуры финансового рынка и действенные усилия по диверсификации экономики.
Разработчики Стратегии развития банковского сектора уверены, что мероприятия по развитию финансовых рынков должны носить упреждающий и системный характер, а не являться мерами по локализации и устранению уже обозначившихся проблем.