Как отметил заместитель председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, отмена ответственности за кассовый контроль не повлияет на эффективность борьбы с отмыванием незаконно полученных доходов или на ситуацию с оттоком капитала. Он отметил, что практически все операции по выводу средств из России осуществляются в безналичной форме, а в тех случаях, когда клиенты собираются обналичивать средства, банки не вправе им отказывать.
Банки обслуживают более 5 млн индивидуальных предпринимателей, 1,2 млн малых предприятий, которые к тому же могут открывать несколько счетов в разных банках. Проконтролировать кассовую дисциплину таким негосударственным структурам сложно, при этом у банков постоянно возникает конфликт интересов. Если есть необходимость контроля за соблюдением кассовой дисциплины, эти функции могли бы более эффективно выполнять государственные структуры и, прежде всего, налоговая служба, добавил депутат.
По оценке Анатолия Аксакова, задача банков заключается скорее в том, чтобы предоставлять информацию о сомнительных операциях. При этом для более эффективного противодействия отмыванию доходов, полученных преступных путем, необходимо внести изменения в соответствующий закон 115-ФЗ, считает он.
Как отмечает замглавы финансового комитета, сейчас идет просто вал информации - банки отправили более 7 млн сообщений в прошлом году, из этого потока трудно вычленить операции, на которые нужно обратить внимание. Необходимо снять с банков обязанность предоставлять информацию в таких объемах, обязав их сообщать только о подозрительных операциях, в том числе по обналичиванию крупных сумм денег.
Кроме того, по мнению Анатолия Аксакова, для повышения эффективности борьбы с отмыванием незаконно полученных доходов было бы целесообразно наделить банки правом отказывать в открытии счетов, а также правом разрывать в одностороннем порядке договор с клиентом и прекращать проведение операций по счетам, если банк видит признаки проведения клиентом сомнительных операций. Одновременно банки должны предоставлять соответствующую информацию в службу по финансовому мониторингу, а в случае необходимости и в силовые структуры.
25 марта 2025 года
