1 марта 2010 года состоятся слушания Общественной палаты Российской Федерации «Безопасное финансирование (секьюритизация) – новые рецепты поддержки российской экономики».
В ходе слушаний планируется обсуждение пакета нормативных правовых актов, направленных на регулирование рынка секьюритизации в России, в частности будет обсуждаться проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования секьюритизации финансовых активов)», который был принят 21 сентября 2009 года ГД ФС РФ в первом чтении.
Основной идеей и целью законопроекта является создание условий для осуществления секьюритизации финансовых активов на российском рынке капитала. Задачей законопроекта является создание эффективного правового регулирования процесса секьюритизации, обеспечивающего как привлечение в российскую экономику дополнительных финансовых ресурсов, так и расширение круга доступных для инвесторов обеспеченных ценных бумаг.
На данный момент экспертами Ассоциации «Россия» совместно с банками-членами Ассоциации и крупнейшими юридическими компаниями России ведётся активная доработка данного законопроекта ко второму чтению.
Концептуальные замечания к правительственному законопроекту касаются, во-первых, правового статуса специализированного финансового общества (СФО). В проекте правительства не нашли отражения ключевые правовые концепции секьюритизации, а именно: защищенность СФО от банкротства, ограничение ответственности СФО, особенности реализации права на предъявление иска.
Во-вторых, резко ограничены полномочия СФО по привлечению финансирования и заключению сделок. Это также не соответствует мировой практике. Например, на рынке секьюритизации широко используются сделки, основанные на создании так называемого склада (warehouse transactions), когда СФО финансируется не через выпуск ценных бумаг, а через получение банковских кредитов.
В-третьих, непонимание вызывает идея использовать в сделках секьюритизации договор факторинга. В мировой практике стороны могут передавать активы на основании договоров разных видов, но нигде при секьюритизации не используется договор факторинга. Напротив, в проекте правительства предлагается использовать только факторинг, а все другие возможности – запретить».
В документе также важно учесть мировой опыт. «У сделок по секьюритизации есть одна важная особенность, - отмечает заместитель руководителя Центра развития банковской системы Ассоциации «Россия» Светлана Федотова. - Если правовой режим российского СФО не будет адекватным с точки зрения инвесторов, то банки и инвесторы легко уйдут за рубеж. Например, в Люксембург или в Голландию. Потому что там наиболее удобное законодательство для создания СФО. Банку все равно, где создавать такие компании, главное – это учесть интересы инвесторов, которые покупают ценные бумаги. В этом особенность секьюритизации: она изначально носит трансграничный или глобальный характер».
Новое законодательство о безопасном финансировании должно позволить осуществлять не только локальные сделки рефинансирования кредитных портфелей, но и секьюритизировать активы в нефинансовом секторе. Закон призван обеспечить максимальную свободу структурирования сделок секьюритизации на национальном рынке.
22 апреля 2025 года
