Заседание Совета по ДКП прошло в рамках ежеквартальных встреч депутатов с представителями Банка России для обсуждения отдельных направлений денежно-кредитной политики. Вел заседание председатель комитета Госдумы по финансовому рынку, президент Ассоциации «Россия» Анатолий Аксаков.
Анатолий Аксаков отметил, что одним из активно дискутируемых сегодня вопросов является монетизация экономики, которая в России ниже, чем в других странах. «У многих экспертов есть позиция, которая говорит о том, что для поддержки экономического роста необходимо способствовать монетизации экономики и таким образом стимулировать экономический рост. При этом есть и альтернативная точка зрения, которая говорит о том, что монетизация - это следствие ситуации в экономике и то, каким образом она развивается, работает на постепенное повышение монетизации экономики».
Главный директор по финансовым исследованиям Института энергетики и финансов Михаил Ершов считает, что сегодня в России формируется профицит ликвидности. Одна из причин сложившейся ситуации – высокие процентные ставки, которые превышают рентабельность большинства отраслей экономики.
Профицит ликвидности свидетельствует об отсутствии эффективных механизмов денежной трансмиссии, уверен эксперт. На его взгляд, зрелые финансовые системы стимулируют свой рост, и основой формирования финансовых ресурсов в развитых странах являются бюджетные приоритеты.
По мнению Михаила Ершова, одним из важных условий устойчивого роста российской экономики является целевая эмиссия и ее направление в приоритетные сферы экономики с максимальным мультипликативным эффектом для экономического роста. Для того, чтобы деньги дошли до реальной экономики необходим эффективный механизм денежной трансмиссии.
Вице-президент Ассоциации «Россия» Александр Хандруев отметил, что в российской экономике наблюдается структурный профицит ликвидности и это отражается на банковской ликвидности, которая неравномерно распределена между различными группами кредитных организаций. По его оценке, в последние месяцы объем избыточных резервов достигает 2,5-3 трлн. рублей, что составляет 40-50 млрд долларов.
На его взгляд, высокий уровень избыточных резервов связан с дефицитом надёжных заёмщиков в условиях рецессии банковских балансов. «Мы видим, что тенденции к снижению проблемной задолженности кредитных организаций пока не происходит. Индикатором высоких кредитных рисков выступают связанные заемщики, груз старых долгов и непрофильных активов, слабая диверсификация кредитных портфелей. Если банкам необходима очистка балансов, то никакие способы искусственного накачивания экономики деньгами не приведут к изменению деловой активности. Ничего кроме роста инфляции и повышения волатильности национальной валюты мы не получим»,- считает Александр Хандруев.
Свой взгляд на кредитование и экономический рост высказала начальник департамента финансовых исследований и экономического анализа КБ «Альба Альянс» Ольга Беленькая.
Отвечая на вопрос Анатолия Аксакова, возможна ли целевая эмиссия под отдельные проекты и направления, которые позволили бы диверсифицировать экономику, ведущий эксперт Фонда экономических исследований «Центр развития» Дмитрий Мирошниченко, отметил, что целевая эмиссия «ни к чему хорошему не приводит», точечные меры помогут отдельным игрокам рынка, но системно проблема не решится.
Будет ли рост экономики, накачанной кредитами, здоровым, устойчивым и не превратиться ли он впоследствии в инфляционный рост, - спросил участников дискуссии Директор департамента денежно-кредитной политики Банка России Игорь Дмитриев.
В ходе дискуссии участники отмечали, что Банк России проводит жесткую кредитную политику и очень осторожен в снижении ключевой ставки.
Отвечая на эти вопросы, Игорь Дмитриев отметил, что критерий нынешней жесткости денежно-кредитной политики можно проверить только через год. «Если мы выйдем на инфляцию 4% через год, значит, она (денежно-кредитная политика) была адекватной, соразмерной текущим инфляционным тенденциям и трендам. Я так не вижу оснований, что инфляция будет существенно ниже 4%», - сказал он.
При этом, Игорь Дмитриев назвал «негативным сюрпризом» уровень инфляции за июнь 4,4% в годовом выражении. По его словам, самыми смелыми оценками были 4,1-4,2%.
Отвечая на вопрос о действиях Банка России по стимулированию экономического роста, он отметил, что у ЦБ нет задачи кредитовать реальный сектор, Банк России должен обеспечить условия для создания ценовой стабильности.