Президент Ассоциации «Россия», заместитель председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков рассказал о работе по совершенствованию законодательства в банковской сфере. Он отметил, что в этом году был принят закон создании мегарегулятора на базе Банка России, в сферу влияния которого вошли страховые компании, микрофинансовые организации, участники рынка ценных бумаг. Закон о консолидированном надзоре, который реализует концепцию мотивированного суждения. «После долгих дискуссий нам удалось прописать норму, что мотивированное суждение будет применяться при вопросах, касающихся крупных кредитных рисков», - отметил Аксаков. Закон о борьбе с незаконными финансовыми операциями предоставил право банкам отказывать в открытии счета сомнительному клиенту, проводить сомнительные операции.
Анатолий Аксаков отметил, что закон о потребительском кредите, который будет принят Госдумой до конца года проходил тяжелую дискуссию. «Версия, которая поступила в Госдуму после рабочей группы Минфина вызывала много вопросов у банковского сообщества. Например, нам удалось исключить норму, которая ограничивала контакты кредитора с должником», - пояснил Анатолий Аксаков.
Также до конца года будет принят закон о неипотечной секьюритизации, который позволит проводить секьюритизацию любых активов. Одновременно приняты поправки в Гражданский Кодекс, в соответствии с которыми у нас появляются номинальные счета, эскроу-счета, появляется возможность залога средств, находящихся на банковском счете.
Анатолий Аксаков отметил конструктивность диалога регулятора с банковским сообществом. Ассоциация «Россия» предложила новому руководству мегарегулятора пересмотреть некоторые положения по 254-П. Достигнута договоренность о формировании рабочей группы по обсуждению 254-П с участием представителей ЦБ и банковского сообщества.
В ходе большой дискуссии по применению 385-П, которое предусматривает формирование резервов по ЗПИФам. Ассоциация «Россия» обратилась к ЦБ с предложениями постепенно повышать количественные параметры резервирования и передвинуть сроки реализации 385-П. Регулятор согласился отодвинуть сроки реализации 385-П до 1 июля 2014 года.
Еще одно обращение Ассоциации «Россия» было услышано регулятором. По просьбе АРБР Банк России оставил фиксированные долгосрочные инструменты рефинансирования. ЦБ планировал отказаться от этих финансовых инструментов, начиная с 2014 года.
«В следующем году предстоит большая работа по залоговому законодательству», - отметил в заключении своего выступления Анатолий Аксаков.
Вице-президент Ассоциации «Россия» Александр Хандруев выступил с докладом "О текущей ситуации российской экономики и банковского посредничества". Он отметил, что экспортно-сырьевая модель российской экономики позволяет нам поддерживать бюджетное равновесие, и в то же время делает российскую экономику крайне уязвимой к внешним шокам.
«Экспортно-сырьевая модель нашей экономики предполагает высокие темпы привлечения инвестиций, так как при такой модели экономики надо постоянно думать о физическом износе основных производственных фондов», -отметил Александр Хандруев.
На его взгляд, структура банковского посредничества, которая сложилась в России дает основания для беспокойства.
Примерно половина кредитного портфеля населению и предприятиям находится в руках банков с госучастием, которые имеют доступ к дисконтному окну Банка России. Эта ситуация создает неравные условия для работы кредитных организаций на рынке, считает Александр Хандруев.
Ключевыми факторами усиления нестабильности в банковском секторе являются - ухудшение макроэкономической ситуации, недобросовестная конкуренция со стороны госбанков, неадекватные действия регулятора.
«Почти 65% процентов от объемов рефинансирования Банка России, то есть от 4 трлн. рублей получают госбанки. Это значит, что Центральный банк на глазах превращается в заложника госбанков. Это очень серьезная тенденция», - отметил Александр Хандруев.