Открывая заседание, президент Ассоциации региональных банков России сказал, что обсуждаемый закон имеет огромное значение для стабильности отечественной банковской системы, ее восстановления и развития. Поэтому так важно продолжать работать с законом, несмотря на то, что он уже принят.
Закон еще должен пройти через Совет Федерации, - сказал Анатолий Аксаков. – Кроме того, для его работы необходимо постановление Правительства. Так что возможность влиять у банковского сообщества еще есть, и мы будем работать над тем, чтобы создать реально действующий механизм повышения капитализации, который бы помог отечественным банкам не только преодолеть сложный этап, но и получить возможности дальнейшего развития.
Последовавшее за вступительным словом обсуждение показало, что закон действительно имеет огромное значение, принят очень вовремя, но, к сожалению, в нем много неопределенностей.
Прежде всего, собравшиеся сошлись на мнении, что требуются уточнения по вопросам оценки размеров необходимой рекапитализации, критериям отбора и контроля за использованием полученных средств.
Микаэль Горский заострил внимание собравшихся, что «повышение капитализации» само по себе не может быть целью. В то же время правильное целеполагание определяет понятные механизмы отбора кредитных организаций для участия в программе и инструменты предоставления и использования помощи.
По мнению Евгения Надоршина, целью закона, как инструмента, лежащего в основе «конвеерного» принятия решений, должна быть поддержка жизнеспособных кредитных организаций – т.е. организаций, нынешние, или потенциальные собственники которой, чтобы сохранить место на рынке, готовы вкладывать в нее собственные финансовые ресурсы и силы. Это не значит, что не нужно поддерживать «социально значимые» банки, просто необходимо определить критерии «социальной значимости».
В то же время, Олег Солнцев отметил, что использование рейтингов в качестве критерия допуска, уже сейчас отсекает многие региональные кредитные организации, что вряд ли положительно отразится на стабильности всей банковской системы России. Для сохранения региональной банковской системы необходимо: во-первых, ввести понятие «региональный банк», во-вторых, определить четкие критерии системной значимости, в-третьих, привлечь субфедервальные власти к выкупу облигаций. Таким образом, использовав опыт региональных властей, отлично знающих ситуацию на местах, можно разделить риски и избежать злоупотреблений.
К оценке текущей ситуации в кредитных организациях, желающих участвовать в программе, целесообразно было бы привлечь и независимую экспертную организацию, имеющую опыт подобной работы. На эту роль можно смело рекомендовать Агентство по страхованию вкладов.
К недостаткам предложенной в законе схемы собравшиеся отнесли то, что банки не получают живые деньги. Весьма призрачна и перспектива обращения ценных бумаг, образующихся в ходе ее реализации, на вторичном рынке, так как не очень понятно, кто может стать их покупателем.
Кроме того, прописанный в законе механизм, ограничивающий возможность изменения состава акционеров банка, сдерживает процессы оздоровления банковской системы за счет консолидации, выхода банков из состава крупных финансово-промышленных структур и перехода от неэффективных собственников к эффективным.
Закон вообще ориентирован на долгосрочную перспективу. В нем не предусмотрена возможность быстрого выхода из программы ни государства, ни самих кредитных организаций. А это потенциально снижает эффективность использования выделенных ресурсов.
Собравшиеся также сошлись во мнении, что рекапитализация тесно связана с проблемой «плохих долгов». И этот вопрос требует безотлагательного решения. Можно обсуждать конкретные механизмы, но балансы банков без сомнения необходимо очистить от нагрузки.
Выработанные в ходе заседания предложения по механизмам, которые должны быть использованы в процессе применения закона, будут объединены и направлены в соответствующие ведомства.
24 марта 2023 года

24 марта 2023 года
