Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Экспертный центр по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Рабочая группа по операционному риску Экспертного центра по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Ассоциация "Россия" и НАФИ представили результаты исследования отношения экспертов к закону об НПС

Закон о Национальной платежной системе должен привести к удешевлению финансовых услуг, чтобы они стали доступнее, безопаснее. Закон должен сделать систему платежей прозрачнее, ее регулирование понятным. Эксперты говорят, что этого сейчас нет, - озвучил отношение профессионального сообщества Анатолий Аксаков на пресс-брифинге "Будущее национальной платежной системы: ожидания банкиров и потребителей", который прошел в РИА Новости.

 RIA_NOVOSTI400

Российский рынок услуг в сфере розничных платежей и технические решения для их осуществления существенно обогнали действующее законодательство. Это не только порождает юридические сложности, но и негативно влияет на доверие населения к этим платежным инструментам. Комплексно решить эту проблему должен закон «О национальной платежной системе», который сейчас готовится ко второму чтению.

С целью выяснить ожидания участников рынка  от принятия закона "О национальной платежной системе" и возможное его влияние на потребителей Ассоциация региональных банков России и Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) провели масштабное исследование среди участников рынка розничных платежей. Были опрошены представители более 100 организаций - банков, операторов мобильных платежей, платежных сервисов и электронных платежных систем.

В другой части исследования на основании выборки 1600 респондентов в 140 населенных пунктах в 42 субъектах страны изучались потребительские предпочтения и поведение потребителей на рынке розничных платежей.

 Итоги исследования среди участников рынка

Подавляющее большинство опрошенных (71%) считают, что существующее регулирование сферы розничных платежей является недостаточным и требует модернизации. При этом 78% участников опроса знакомы с проектом закона об НПС в том или ином виде, но лишь 55% специалистов в курсе изменений, которые претерпел текст законопроекта в ходе его подготовки ко второму чтению Комитетом Госдумы по финансовым рынкам. Очевидно, что участники рынка все меньше вовлечены в текущую работу над законопроектом и, соответственно, требования рынка могут быть учтены в недостаточной степени.

PIA_NOVOST400-2 

Среди тех, кто знаком с сутью вносимых в закон изменений ко второму чтению, 52% специалистов оценивают эти поправки негативно, положительную оценку высказали лишь 25% опрошенных. Участники экспертного опроса отмечают, что в целом оценить изменения и дополнения в законопроект весьма затруднительно, поскольку их много, написаны они весьма сложно и зачастую бессистемно.

Негативные оценки законопроекта связаны преимущественно с размытостью целей и его несогласованностью с действующим законодательством, отсутствием заложенных в законопроект мер по стимулированию развития рынка платежей и наличием ограничений, которые будут препятствовать снижению расходов для конечных потребителей.

Две трети участников экспертного опроса (69%) уверены в том, что принятие закона в текущей редакции приведет к повышению регулирующей роли ЦБ на рынке розничных платежей, в то время как 27% полагают, что влияние ЦБ ослабится.

52% участников экспертного опроса полагают, что принятие закона в текущей редакции не приведет к уменьшению рисков, свойственных платежным системам. Риски даже могут возрасти, в частности, риски неплатежей, связанные с размещением гарантийных депозитов платежных систем в России, а также риски неплатежей, связанные с оценкой добросовестности намерений клиента. Вместе с тем 38% опрошенных считают, что риски снизятся благодаря усилению надзора.

Более половины (54%) участников экспертного опроса убеждены, что принятие закона о НПС в текущей редакции приведет к повышению конкуренции за клиентов между разными сегментами рынка розничных платежей - карточным, мобильным и терминальным.

Подавляющее большинство опрошенных (72%) уверены в том, что в результате принятия закона в текущей редакции снижения стоимости платежных услуг не произойдет, более того, цена на них может возрасти. Мнение 24% респондентов, ожидающих снижения стоимости розничных платежных услуг для населения, основывается на том, что требования к ряду платежей (в частности микроплатежам) будут заметно снижены, что приведет к снижению их себестоимости и, соответственно, конечной стоимости для потребителя.

Большинство участников экспертного опроса (72%) считает, что принятие закона не приведет к прекращению деятельности международных платежных систем на территории России. Вместе с тем, около четверти респондентов (23%) считают, что такая вероятность существует в результате введения запрета на передачу информации по транзакциям за рубеж, поскольку это создает непривлекательные условия для бизнеса.

 Итоги исследования поведения и предпочтений потребителей

Согласно данным опроса, к апрелю 2011 года банковскую карту имел каждый второй взрослый россиянин (51%). За последние полтора года охват населения картами увеличился более чем 1,5 раза. При этом число планирующих завести карту остается на том же уровне (10%), что и полтора года назад, а значит, существуют хорошие возможности для дальнейшего развития рынка.

Наиболее часто карты используются для снятия наличных из банкоматов (84% опрошенных), на втором месте оплата через банкоматы ЖКУ, мобильной связи и других услуг (19%). На третьем месте хранение сбережений на карте (18%). Каждый второй обладатель банковской карты не использует ее никаким другим образом, кроме как для снятия наличных в банкоматах 48%.

Электронными платежными системами (ЭПС) жители России пользуются гораздо реже, чем картами. Лишь 10% опрошенных сообщили, что они пользовались этими системами в течение последних 12 месяцев, что в пять раз меньше по сравнению с показателем использования банковских карт.

При сравнении карт и электронных платежных систем по таким критериям, как сохранность персональных данных, удобство пользования, стоимость услуг, безопасность расчетов предпочтения в значительной степени отдаются банковским картам.

Мобильный телефон для управления и контроля за своими финансовыми операциями используют 20% россиян, что в два раза больше, чем доля пользователей ЭПС и в 2,5 раза меньше, чем держателей банковских карт. В то же время большинство опрошенных не проводят операций по оплате или переводу средств, а лишь получают короткие сообщения о движении средств по банковскому счету. Всего 6% россиян платят со счета мобильного телефона, управляют банковским счетом или электронным кошельком или делают переводы с целью пополнения баланса другого телефона.

Информированность населения о проекте закона о Национальной платежной системе очень низка - 78% опрошенных ничего о нем не слышали.

 

Другие новости

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку