Развитие дополнительных услуг с использованием доступа к БДПН позволит финансовым организациям в режиме реального времени получать достоверную информацию о принадлежности номера тому или иному оператору связи, а также запрашивать дополнительные сведения о перенесённом номере. При этом для участников Ассоциации "Россия" ЦНИИС планирует обеспечить гарантированный уровень качества обслуживания при подключении к БДПН и оперативность в разрешении технических проблем.
В соответствии с соглашением о сотрудничестве, ФГУП ЦНИИС будет доводить до Ассоциации "Россия" информацию об оказываемых дополнительных услугах, разработает набор требований к дополнительным услугам, а также базовые сметы на них, будет проводить маркетинговые исследования в части выявления и разработки новых продуктов и услуг, организовывать рабочие совещания в интересах Ассоциации "Россия" и оказывать консультационную поддержку по реализации дополнительных услуг.
В свою очередь, Ассоциация региональных банков России будет информировать своих членов о преимуществах дополнительных услуг, оказывать содействие в совместных исследованиях действующего законодательства в банковской сфере на предмет выявления и разработки новых продуктов в интересах членов ассоциации.
Кроме того, соглашением о сотрудничестве предусмотрено совместное создание пилот-макета, на базе которого будет осуществлена конкретизация и уточнение состава, структуры, порядка и сроков предоставления дополнительных услуг.
Справка:
Дополнительные услуги с использованием информации, содержащейся в БДПН
При отсутствии актуальной информации о перенесённых номерах у участников национальной платёжной системы (в частности, банков) возникают риски:
• невозможность проведения/осуществления платежей на перенесенные номера;
• некорректная работа мобильных приложений (мобильный банк, и т.д.) для iPhone, iPad и т.п., предполагающих отправку голосовых и SMS сообщений;
• неудачное завершение мобильных транзакций для мобильных абонентов;
• в связи с готовящимися изменениями в порядок пропуска трафика, в соответствии с которыми групповая рассылка SMS сообщений будет ограничена, у платежных систем возникают риски некорректной доставки этих сообщений.
На данный момент, согласно действующему законодательству, участники национальной платёжной системы имеют право получать информацию из БДПН на безмозмездной основе по протоколу SFTP. Этот способ согласован Рабочей группой при Минкомсвязи по вопросам внедрения MNP в России и включён в проект готовящегося к выходу Приказа Минкомсвязи о порядке организационно-технического взаимодействия операторов связи с оператором БДПН.
Данный способ получения информация достаточно неудобен и может повлечь за собой необходимость проведения довольно большого количества мероприятий, в том числе ведение и актуализацию собственных справочников, преобразование информации в нужный формат, лишнюю обработку данных и т.п.
ФГУП ЦНИИС предлагает оптимизировать эти операции и перейти при взаимодействии с БДПН на режим транзакций. При взаимодействии с БДПН по транзакционному интерфейсу финансовые организации получают доступ к online-сервису, предоставляющему возможность осуществить запрос в БДПН в режиме «реального времени» и моментально получить достоверную информацию о принадлежности номера тому или иному оператору связи, а также дополнительные сведения о перенесённом номере (код субъекта Федерации, за которым данный номер закреплён, наименование прежнего оператора (так называемого оператора-донора), маршрутный номер и т.п.). Данный сервис гораздо более удобен в использовании и открывает ряд ключевых преимуществ для банковских организаций при их взаимодействии с БДПН, а именно: повышение оперативности получения информации о принадлежности номера тому или иному оператору в результате предоставления её в режиме online, снижение операционных затрат на создание и ведение собственных справочников, а также повышение достоверности получаемой информации в результате обеспечения контроля за качеством предоставляемой услуги и, как следствие, повышение качества обслуживания конечного клиента банка.
Система контроля качества доступности подключения к БДПН
Каналы связи являются фундаментом для предоставления услуг в электронном виде, оказывающем основное влияние на конечное качество сервиса и степень его восприятия пользователем. Очевидно, что для повышения доступности и качества потребляемых телекоммуникационных услуг необходимо своевременное получение оперативной информации о качестве арендуемых каналов связи и выявление узких мест, но и заблаговременное предупреждение об аварийных ситуаций.
Как правило подключение финансовых организаций к различным облачным сервисам осуществляется через ненадежные публичные каналы связи сети Интернет.
В том числе такой способ подключения не гарантирует постоянной доступности сервиса БПДН ввиду:
• нестабильности каналов связи сети Интернет;
• не предоставления гарантий качества связи Интернет-провайдерами;
• отсутствия возможности проверки канала связи до БПДН при первой организации сопряжения сервисов;
• невозможности аргументировано предъявить претензии оператору связи в случае возникновения проблем с каналами связи до БПДН;
• невозможность оценить влияние состояния канала связи на работу сервиса;
• невозможности выполнить диагностику подключения специалистами ЦНИИС из-за отсутствия инструментов диагностики на стороне финансовой организации.
Для участников Ассоциации "Россия" ЦНИИС планирует обеспечить гарантированный уровень качества обслуживания при подключении к БДПН и оперативность в разрешении технических проблем.
Организации получат снижение вероятности возникновения финансовых рисков в случае полной или частичной остановки подключений. ЦНИИС предоставит потребителям услуги возможность проактивной диагностики доступности и качества предоставления услуги для сокращения времени, необходимого для локализации корневой причины проблем.
Использование системы контроля качества подключения к БПДН – единственная возможность для потребителя осуществлять диагностику функционирования БДПН, ввиду отсутствия других инструментов, позволяющих контролировать работоспособность подключения и функционирования сервиса.