В то же время, – продолжает Анатолий Аксаков, – следует продолжить обсуждение принципов выделения такой помощи. Так, основная идея, заложенная в американский «план Полсона», – выкуп так называемых «токсичных активов», распределенных по различным финансовым институтам. Таким образом, американские власти адресуют свою поддержку и помощь не конкретным финансовым институтам, а определенным классам финансовых активов, что позволяет рассчитывать на получение бюджетных средств широкому кругу субъектов экономики, а не только отдельным банкам.
В России избран иной принцип поддержки – выделение средств определенным финансовым организациям, вне зависимости от вида и качества их активов. При этом на получение значительного объема государственных средств претендует ограниченное число кредитных организаций, прежде всего с государственным участием.
Таким образом, формируется многоуровневая модель банковского сектора. На особом положении оказались три банка с государственным участием. Крайне ограниченное число федеральных коммерческих банков, имеющих кредитные рейтинги международно-признанных иностранных рейтинговых агентств, могут рассчитывать на помощь Минфина и Банка России. А более 800 стабильных, работающих банков, которые не могут похвастаться такими рейтингами, фактически отрезаны от рефинансирования и государственной поддержки. А ведь от судьбы именно этих банков зачастую зависит доступность финансовых услуг в отдельных регионах, работу с которыми крупные банки не считают целесообразной.
Важно, чтобы долгосрочное государственное финансирование было предоставлено банкам, которые работали государственным ипотечным программам. На балансах небольших банков до сих пор остаются ипотечные кредиты в объеме более 200 млрд рублей, которые характеризуются удовлетворительным кредитным качеством, предоставлены в рамках государственных программ и стандартов, однако в сложившихся рыночных условиях оказались крайне низко-ликвидным финансовым активом. Именно поэтому необходимо «кредитовать активы, а не банки», подчеркнул Анатолий Аксаков.
Речь должна идти о полном и оперативном выкупе соответствующих активов или кредитовании под их обеспечение. Тем самым государство окажет адресную помощь банкам, которые задействованы в программах долгосрочного кредитования и поддержки реальной экономики. И не следует ограничиваться только ипотечными кредитами. Необходимо обратить внимание на кредиты, предоставленным малым и средним предприятиям.
Завершение острой фазы кризиса фактически должно стать началом основательной модернизации банковского законодательства, уверен Анатолий Аксаков. Необходим дифференцированный подход к банковскому регулированию и надзору, а также создание региональных механизмов поддержки финансовой системы.
19 сентября 2024 года
19 сентября 2024 года