- Анатолий Геннадьевич, недавно Вы выступили с заявлением о целесообразности девальвации российского рубля на 30-40%. Это предложение вызвало весьма бурную и неоднозначную реакцию СМИ…
- В споре рождается истина - дискуссия о путях вывода страны из кризиса нужна, важна, для обсуждения и проработки нужны любые альтернативные предложения. Напомню о ситуации, в которой находился британский фунт в конце прошлого года. За два месяца он упал почти на 30% по отношению к евро. Сегодня экономика Британии быстрее других выходит из кризиса, а фунт вновь укрепляется. Американцы так же для выхода из кризиса используют слабый доллар.
У девальвации рубля есть и плюсы, и минусы. К примеру, средства Фонда национального благосостояния и резервного фонда вложены в валютные инструменты. По какому курсу будем конвертировать их в рубли? Ясно, что снижение курса национальной валюты немедленно даст бюджету дополнительное количество рублей.
Насыщение экономики деньгами позволит запустить производство и увеличить занятость, то есть сработает на снижение безработицы. Получат зарплаты бюджетники и свои пенсии пенсионеры, не останутся без должного финансирования проекты социальной сферы.
Уверен, малообеспеченные граждане выиграют от изменения курса вопреки распространенному общественному мнению. Все эти люди живут исключительно на рубли: они не приобретают иномарок, не ездят на отдых за рубеж, валюта им не нужна. Сегодня главные риски малообеспеченных людей – возможная потеря занятости, задержки выплаты зарплат, пенсий, а совсем не валютный курс. Да, соглашусь, импортные лекарства подорожают. Но многие лекарства (особенно дорогие медикаменты) распределялись и сейчас распределяются по льготным рецептам, почти бесплатно. Этот механизм и нужно совершенствовать.
Еще показательный пример улучшения ситуации – подорожание импортных продуктов питания. До сих пор продуктовый импорт был весьма дешевым, но при «дорогом» долларе российский крестьянин сможет продать свой товар своим же согражданам и получить за труд достойное вознаграждение. После коррекции курса заработает наше сельское хозяйство, фермеры. А мы, наконец, сможем употреблять в пищу продукты, выращенные в нашей климатической зоне, а не привезенные откуда-то из Турции или других стран. Посмотрите на сельхозпроизводителей, средний и малый бизнес - они поддерживают обсуждаемое предложение, «дорогой» доллар им выгоден. Снижение курса рубля очевидным образом запускает механизм импортозамещения - известный эффект, который неоднократно апробирован и эффективно действует. Если резюмировать, то мои расчеты дают гораздо больше благ, чем проблем от изменения курса рубля.
- А как же быть с гражданами, которые в недавнем прошлом взяли валютные кредиты?
- Да, этой категории граждан придется нелегко. Валютные кредиты - важная проблема, и государство уже запустило механизм поддержки таких заемщиков. Напомню, что в феврале этого года было создано Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов. Из бюджета выделено более двухсот миллиардов рублей на поддержку ипотечных заемщиков, в том числе, несущих высокую долговую нагрузку по валютным кредитам.
Аналогичным образом для отдельных отраслей, предприятия которых привлекли значительный объем валютных кредитов, понижение курса национальной валюты также окажется болезненным. Но государство способно и обязано поддержать эти отрасли и граждан, оказавшихся в трудной ситуации. Напомню, что осенью прошлого года создан механизм рефинансирования внешних займов частных компаний на внутреннем рынке.
- И как долго российским гражданам и отдельным отраслям придется работать и жить в условиях кризиса?
- В июне этого года всем стало очевидно, что российская экономика нащупала дно. Теперь главная задача в том, чтобы «всплыть» - предпринять комплекс мер, которые бы позволили нам внести необходимое оживление в экономику и не застрять на текущих уровнях. Одна из этих мер как раз – изменение курса рубля. Однако, эта мера, конечно, не единственная. Необходимы и другие меры, способные поддержать внутреннее предложение и выступить мотором при запуске внутреннего производства. Вторая важная задача – разгребание завалов образовавшейся просроченной задолженности. От того, насколько эффективно будут решаться все эти задачи, зависят сроки преодоления последствий кризиса.
- Существуют разные оценки уровня проблемной задолженности и различные пессимистические сценарии. В сентябре-октябре этого года многие аналитики предрекают вторую волну дефолтов, связанную с кризисом плохих долгов. Каков Ваш прогноз?
- Сегодня мы находимся в такой ситуации, когда полной информацией о реальном положении дел в банках, о конкретных цифрах проблемных долгов не обладает не только регулятор, но и само банковское сообщество. Именно по этой причине позиции и оценки различных экспертов зачастую диаметрально противоположны. Ассоциация «Россия» в Концепции управления проблемной задолженностью, предложенной в апреле текущего года, в качестве приоритетного пункта, выделила задачу построения системы мониторинга и сбора информации о состоянии банковских портфелей. Важную роль здесь должны сыграть рейтинговые агентства, бюро кредитных историй, которые уже аккумулировали большой массив информации и способны оценить реальное положение дел. Сейчас эта работа начата и активно нами ведется.
- Так будет в сентябре-октябре вторая волна кризиса или не будет?
- Судя по той скорости реструктуризации задолженности, которую сегодня демонстрируют российские банки и их заемщики, кризиса осенью удастся избежать. Однако это не значит, что проблема рассосется сама собой. Всякий просроченный кредит, будучи пролонгированным на полгода или на год, несет в себе новую разрушительную энергию, которая может вылиться с удвоенной силой, но позже - через промежуток времени. Это означает, что в течение всего 2010 года в российской финансовой системе может сохраняться серьезный риск обострения долговой проблемы. Для того чтобы избежать его, банковское сообщество продолжает прорабатывать механизмы создания банка плохих долгов.
- Совсем недавно принят закон №181-ФЗ, который предусматривает возможность рекапитализации банков через выпуск государственных облигаций, при этом о банке проблемных долгов как будто предлагается забыть…
- В настоящий момент Центральный банк и правительство надеются закрыть все проблемы банковской системы, используя один единственный механизм – рекапитализацию банковской системы через механизм обмена привилегированных облигаций банков на облигации федерального займа, выпускаемые государством. По моему мнению, это оправданная и крайне важная мера, но, все-таки, недостаточная. Считаю, что ее следует дополнить еще двумя инструментами.
Во-первых, по принятому закону на увеличение капитала могут рассчитывать лишь самые крупные банки (первые шестьдесят по величине). Многие региональные системообразующие банки в это число не попадают. Поэтому Ассоциация предлагает новый механизм государственно-частного партнерства, когда частные инвесторы, в том числе и международные финансовые организации, совместно с Министерством финансов могли бы выступить инвесторами для крупных и небольших региональных банков, играющих важную роль в экономике территорий. Эта мера может послужить существенным дополнением к закону 181-ФЗ.
Во-вторых, мы продолжаем прорабатывать механизм создания банка плохих долгов. Даже если такая мера не потребуется на практике, чрезвычайно важно иметь отработанный и понятный механизм использования такого банка на случай обострения ситуации с проблемной задолженностью в 2010 году.
- Реально ли возобновление банковского кредитования, если, как Вы предсказываете, в течение всего 2010 года проблема просроченной задолженности не будет до конца разрешена?
- В предлагаемых Ассоциацией антикризисных мерах содержится целый пакет предложений, направленных на стимулирование кредитования. Речь идет о механизме использования государственных гарантий для поддержки специализированных банков, работающих в сфере кредитования малого бизнеса, строительного комплекса, жилищного и ипотечного кредитования. Особенно выделю меры по рефинансированию портфелей выданных кредитов. Важно запустить механизм секьюритизации кредитов малому бизнесу, автокредитов, который позволит банкам, предоставляющим такие кредиты, получать дешевое рефинансирование в Центральном банке путем залога ценных бумаг, обеспеченных активами. По нашим оценкам, ставку по ипотечным кредитам уже сегодня можно было бы довести до 9-11% годовых, если бы банки смогли получать рефинансирование ЦБ под 6 % годовых под залог ипотечных ценных бумаг.
- По данным аналитиков, в июле продажи автомобилей в Российской Федерации упали на 60% по сравнению с прошлым годом. Способны ли механизмы стимулирования автокредитования улучшить ситуацию в данной сфере?
- Если коротко ответить, то, конечно, да. В прошлом году каждый второй автомобиль приобретался за счет кредитных средств, а сегодня число автомобилей, покупаемых в кредит, упало почти в десять раз.
В начале года мы предложили распространить программу субсидирования процентной ставки на приобретение автомобиля на максимально широкий круг банков. К сожалению, сегодня лишь три кредитных организации участвуют в программе автокредитования, поддерживаемой государством. Не менее критичной является невозможность рефинансирования в ЦБ под портфели выданных автокредитов. Серьезный ущерб банкам наносят мошенники, действующие на рынке автокредитования. По нашим оценкам, в 2008 году ущерб от таких мошенников превысил 5 миллиардов рублей. Полностью снять эту проблему позволило бы введение системы регистрации залогов автомототранспортных средств.
Соответствующий проект закона подготовлен рабочей группой и внесен мной в Думу еще в начале года, однако до сих пор лежит без движения. Уверен, что без принятия комплексных институциональных решений одними административными мерами и «ручным» управлением ситуацию в сфере автокредитования переломить невозможно.
- Вы сказали, что автокредит может выступить инструментом поддержки автомобильного рынка и российских автопроизводителей. Способно ли такую же роль сыграть кредитование малого бизнеса?
- Безусловно. Однако объем государственной поддержки в данной сфере должен быть многократно увеличен. Напомню, что на получение Российским банком развития 30 миллиардов рублей, которые планируется направить на кредитование малого бизнеса через региональные банки-агенты, ушло более 9 месяцев. Это при том, что объем кредитов, выданных коммерческими банками российским малым и средним предприятиям, превышает на сегодня 1,2 триллиона рублей, что составляет почти 4% ВВП. Меры государственной поддержки реализуются крайне медленно и в крайне незначительном для рынка объеме.
Наряду с недостатком кредитных ресурсов на первое место выходит проблема кредитного риска. Наибольших успехов в сфере кредитования малого и среднего бизнеса достигли те регионы, которые подумали о разделении риска дефолтов. Еще до кризиса в некоторых регионах начали создаваться гарантийные и залоговые фонды, которые предоставляли гарантии по такого рода кредитам, либо давали иное обеспечение в форме залогов и поручительств. Однако данный механизм не получил системного развития на всей территории России.
Очевидно, что вопрос кредитной поддержки малого бизнеса, размером до миллиона рублей, должен решаться не в центре, а на местах. При этом на федеральном уровне должны быть созданы механизмы такой поддержки, которые могли бы с успехом тиражироваться и воспроизводиться в регионах. На сегодняшний день не выработаны единые подходы к созданию гарантийных и залоговых фондов, их организационно-правовой формы, системе управления. Настало время вплотную заняться региональными банками развития – такие предложения имеются, за ними будущее.
- А как же программа поддержки микрофинансирования, о которой неоднократно заявляли в Министерстве экономического развития России?
- Микрофинансирование в России имеет огромный потенциал, хотя текущие объемы этого рынка, которые по моим оценкам не превышают 70-80 миллиардов рублей, представляются недостаточными. Пока можно говорить не о механизме, работающем повсеместно, а скорее о моделях, которые только предстоит широко использовать на практике. К зарекомендовавшим себя инструментам микрофинансирования можно отнести кредитную кооперацию, закон о которой был принят Государственной Думой в июле и уже вступил в силу, и микрофинансовые организации, законодательство о которых пока только готовится.
- Давайте вернемся к рынку ипотечного кредитования. По информации, опубликованной Агентством ипотечного жилищного кредитования, объем выданных в этом году ипотечных кредитов может сократиться в 6 раз по сравнению с прошлым годом. В тоже время ипотека традиционно рассматривается как двигатель экономического роста. Не видите здесь противоречия?
- Тема действительно сложная и мы подготовили пакет предложений по всем проблемам и узким местам. Прежде всего, необходимо возобновить банковское кредитование «незавершенки» и уже реализующихся проектов, находящихся на высокой стадии готовности. Без государственных гарантий, без подключения Российского банка развития, а также гарантийных механизмов субъектов Федерации эта задача не может быть решена.
В особенно острой ситуации оказались дольщики в инвестиционных проектах, которые реализованы наполовину и без очевидных перспектив привлечения новых средств. Здесь неплохо зарекомендовали себя пилотные проекты с использованием закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости, через которые привлекаются средства внешних инвесторов.
Поправки в закон «Об ипотечных ценных бумагах», которые давно назрели, позволили бы существенно упростить выпуск таких инструментов и облегчили бы банкам рефинансирование уже выданных и будущих ипотечных портфелей.
В кризисный период обсуждается механизм прямого использования закладных и ипотечных кредитов для рефинансирования в Банке России в рамках положения №312-П. Еще в начале года нами подготовлены существенные поправки в законодательство, вводящие новый вид ценной бумаги – закладной лист или обеспеченная облигация, которая сегодня применяется повсеместно на развитых рынках и служит надежным механизмом привлечения средств в строительство и в проекты недвижимости.
- В прошлом году Вы предлагали использовать механизм целевых жилищных накоплений для привлечения средств населения. В какой стадии находится рассмотрение этого документа?
- Проект закона готов. Напомню, что под жилищными накопительными вкладами мы понимаем вклады в универсальных банках, которые позволяют накопить первый взнос на квартиру.
Кризис доказал не только целесообразность, но и острую необходимость создания накопительной системы: в течение последнего года значительная часть кредитов без первоначального взноса (это 20-30% от стоимости жилья) оказалась в дефолте.
На сегодняшний день с Агентством по страхованию вкладов и Центральным банком мы прорабатываем детали накопительной системы. Из многих регионов приходят письма, в которых субъекты Федерации и муниципальные власти выражают большую заинтересованность в запуске такого механизма.
- Не могли бы Вы подвести некоторые концептуальные итоги? Действовавшая ранее Стратегия развития банковского сектора прекратила свое действие в 2008 году. В каком же направлении продолжает свое развитие российский рынок?
- Начиная с октября прошлого года, принято огромное количество новых документов, которые носят очевидный тактический и антикризисный характер, однако, единый план движения вперед, план модернизации российской банковской системы в посткризисный период пока отсутствует. Этот очевидный недостаток должен быть как можно скорее исправлен.
Первый шаг в этом направлении мы планируем сделать на Международном банковском форуме, который пройдет в Сочи в начале сентября. В рамках форума планируется обсудить проект Стратегии посткризисного развития банковской системы, подготовленный экспертами Ассоциации «Россия», банковским сообществом совместно с рейтинговым агентством «Эксперт РА». Первые версии этого документа готовы, и могу приоткрыть вам небольшую тайну. В соответствии со Стратегией, уже к 2011 году нам удастся перекрыть все предкризисные показатели. Из кризиса мы выйдем набравшимися сил.
- Спасибо. Пожелаем Вам и всем нам успеха в преодолении кризисных явлений, скорейшего возвращения банковской системы и всей экономики страны к нормальной, устойчивой работе.