Как защитить любителей поиграть валютными курсами от недобросовестных форекс-дилеров? Предполагается, что законопроект депутатов Думы о регулировании форекса решит эту проблему. Согласно закону, уже принятому в первом чтении, важную роль на этом рынке будет играть единственная саморегулируемая организация форекс-дилеров. Это противоречит концепции саморегулирования финансовых рынков Банка России. Один из авторов законопроекта, депутат Анатолий Аксаков в интервью «Ленте.ру», объяснил, что форекс слишком мал, чтобы регулироваться как другие рынки.«Лента.ру»: Анатолий Геннадьевич, законопроект о регулировании форекса подготовлен ко второму чтению. Насколько, на ваш взгляд, он способен защитить клиента?
Анатолий Аксаков: Я думаю, что для физических лиц он вполне приемлем. Мы делаем первый шаг к тому, чтобы навести порядок на этом рынке. Чтобы физические лица максимально были защищены от некоторых недобросовестных участников рынка.
Кто выступит надзорным органом?
Центральный Банк, конечно!
Насколько я понимаю, определенная роль отводится саморегулированию...
Да. Одна саморегулируемая организация там должна быть, по нашему замыслу.
Должна быть одна или она там фактически одна — ЦРФИН (Центр регулирования внебиржевых финансовых инструментов и технологий)?
Ну, их организация не в полной мере саморегулируемая. Она не оформилась как саморегулируемая. Ей предстоит зарегистрироваться в качестве СРО. Она должна стать организацией с соответствующими правами, обязанностями… Чтобы там «левых» не было и чтобы можно было с нее спросить. Сейчас она существует как общественная организация, и с нее нечего спрашивать, скажем, за нарушения участника этой организации… А когда будет реальное саморегулирование, она сможет требовать со своих участников соблюдения определенных правил и даже этических норм. С другой стороны, можно будет спрашивать с самой этой организации, если она не наводит порядок в своем огороде.
Вы считаете правильным отдавать саморегулирование на этом рынке одной организации?
Да там рынок-то небольшой. Я бы сказал, организованный рынок — небольшой. Периодически проявляются «левые» игроки — мошенники. Для того чтобы организоваться, достаточно одной организации. Центральному Банку будет легче взаимодействовать. Кроме того, не возникнет соблазна у компаний, которые по разным причинам не вошли в эту организацию, быстро перескочить в другую, скажем, с более мягкими требованиями.
А что нужно ЦРФИНу, чтобы стать «нормальной» саморегулируемой организацией?
Им надо зарегистрироваться. Еще надо просмотреть на новый закон о саморегулировании, разработанный ЦБ… Мы надеемся его принять до конца года.
Но ведь в законопроекте о саморегулировании сказано, что на одном рынке должно быть несколько СРО…
Мы это все гармонизируем. Можно установить такие требования к этим СРО, что будет одна. Это же дело техники. Хотел бы особо отметить, что, согласно законопроекту, участие форекс-дилера в саморегулируемой организации является обязательным. На мой взгляд, это очистит рынок от мошенников.
Решается ли вопрос о признаваемости котировок? Как законодательно защитить клиента от «рисованных» котировок?
Конечно решается! Механизм регулирования котировок закреплен в законопроекте. Мы закрепляем двойной контроль за порядком выставления котировок. Условия рамочного договора, порядок выставления котировок и подачи заявок должны соответствовать закону и примерным условиям рамочного договора, утвержденного саморегулируемой организацией форекс-дилеров. Также отмечается, что указанные примерные условия рамочного договора должны согласовываться с ЦБ. Таким образом, условия рамочного договора, в том числе и порядок выставления котировок, проходят две стадии контроля — со стороны СРО и со стороны Центробанка.
То есть контроль «вручную» единственной отраслевой СРО и Центробанка. Так? По сути, вся надежда на ЦБ.
Не совсем. В законопроекте прописано, цитирую: «Форекс-дилер не вправе изменять условия котировки на покупку без соответствующего изменения котировки на продажу». То есть помимо «ручного» контроля регулятора и СРО есть еще и законодательное ограничение.
А зачем все эти сложности? Можно просто перевести все валютные торги на биржу или привязать котировки форекс-дилеров к биржевым.
Биржа — не решение проблемы «рисованных» котировок. Именно внебиржевой характер сделок обеспечивает форексу его особенности и специфику. Обязанность совершать сделки на бирже, скорее всего, приведет к вымиранию рынка форекс как такового.
Помимо взятых с потолка котировок на форексе есть проблема кредитной ловушки для клиента. Когда ему дают кредитное плечо. У некоторых дилеров его размер доходит до 1 к 1000. Кредит под тысячу процентов в день. Эта проблема как-то решается в законопроекте?
Решается. Мы вносим поправки в закон «О рынке ценных бумаг» и прописываем там, что соотношение размера обеспечения, предоставленного физическим лицом форекс-дилеру, и размера его обязательств не может быть меньше одного к ста.
Кроме того, Центробанку дается право (в том числе и по представлению СРО) изменить величину указанного соотношения в зависимости от базисного актива производного финансового инструмента или предмета иного договора. При этом ЦБ не может уменьшить размер соотношения больше чем вдвое. А порядок расчета размера обязательств гражданина устанавливается нормативными актами регулятора.
Кроме того, требования форекс-дилера, не удовлетворенные за счет средств клиента, взятых с него в качестве обеспечения, считаются погашенными.
В ходе обсуждения законопроекта депутаты говорили о том, что все сделки на форексе должны фиксироваться в репозитарии. А разве в тексте законопроекта есть такое требование?
Напрямую нет. Однако стоит обратить внимание на положение законопроекта, по которому форекс-дилер обязан вести учет всех договоров и операций в порядке и сроки, установленные Банком России.
На рынке форекс есть довольно распространенная проблема — no connection to server. То есть проблемы с сервером «по роковому стечению обстоятельств» наступают именно в тот момент, когда клиент хочет зафиксировать прибыль. Но доказать, что технический сбой имел или не имел место, невозможно. Есть ли в законопроекте норма об аннулировании финансовых результатов, достигнутых во время технического сбоя?
В законе установлены общие требования к программному обеспечению форекс-дилера. В частности, предусматривается, что его программно-технические средства должны соответствовать характеру и объему проводимых им операций. Также дилер должен обеспечивать бесперебойную деятельность и сохранность данных, в том числе с помощью резервных копий. Форекс-дилер обязан располагать основным и резервным комплексами программно-технических средств. Эти средства должны быть в собственности форекс-дилера и располагаться на территории России. Требования к программно-техническим средствам устанавливаются саморегулируемой организацией и согласовываются с Банком России.
Что касается аннулирования результатов… В текущей редакции законопроекта прямого указания на это нет. Однако анализ положений законопроекта позволяет заключить, что обеспечение надлежащего порядка функционирования программно-технических средств возлагается на форекс-дилера. А он должен нести ответственность за неисполнение этих требований. Кроме того, проблема технических сбоев может урегулироваться актами ЦБ.