Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Экспертный центр по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Рабочая группа по операционному риску Экспертного центра по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Анатолий Аксаков в интервью Lenta.ru рассказал о законопроекте, регулирующем рынок форекс


Депутат Аксаков считает, что регулировать форекс нужно иначе, чем другие финансовые рынки

Как защитить любителей поиграть валютными курсами от недобросовестных форекс-дилеров? Предполагается, что законопроект депутатов Думы о регулировании форекса решит эту проблему. Согласно закону, уже принятому в первом чтении, важную роль на этом рынке будет играть единственная саморегулируемая организация форекс-дилеров. Это противоречит концепции саморегулирования финансовых рынков Банка России. Один из авторов законопроекта, депутат Анатолий Аксаков в интервью «Ленте.ру», объяснил, что форекс слишком мал, чтобы регулироваться как другие рынки.«Лента.ру»: Анатолий Геннадьевич, законопроект о регулировании форекса подготовлен ко второму чтению. Насколько, на ваш взгляд, он способен защитить клиента?

Анатолий Аксаков: Я думаю, что для физических лиц он вполне приемлем. Мы делаем первый шаг к тому, чтобы навести порядок на этом рынке. Чтобы физические лица максимально были защищены от некоторых недобросовестных участников рынка.

Кто выступит надзорным органом?

Центральный Банк, конечно!

Насколько я понимаю, определенная роль отводится саморегулированию...

Да. Одна саморегулируемая организация там должна быть, по нашему замыслу.

Должна быть одна или она там фактически одна — ЦРФИН (Центр регулирования внебиржевых финансовых инструментов и технологий)?

Ну, их организация не в полной мере саморегулируемая. Она не оформилась как саморегулируемая. Ей предстоит зарегистрироваться в качестве СРО. Она должна стать организацией с соответствующими правами, обязанностями… Чтобы там «левых» не было и чтобы можно было с нее спросить. Сейчас она существует как общественная организация, и с нее нечего спрашивать, скажем, за нарушения участника этой организации… А когда будет реальное саморегулирование, она сможет требовать со своих участников соблюдения определенных правил и даже этических норм. С другой стороны, можно будет спрашивать с самой этой организации, если она не наводит порядок в своем огороде.

Вы считаете правильным отдавать саморегулирование на этом рынке одной организации?

Да там рынок-то небольшой. Я бы сказал, организованный рынок — небольшой. Периодически проявляются «левые» игроки — мошенники. Для того чтобы организоваться, достаточно одной организации. Центральному Банку будет легче взаимодействовать. Кроме того, не возникнет соблазна у компаний, которые по разным причинам не вошли в эту организацию, быстро перескочить в другую, скажем, с более мягкими требованиями.

А что нужно ЦРФИНу, чтобы стать «нормальной» саморегулируемой организацией?

Им надо зарегистрироваться. Еще надо просмотреть на новый закон о саморегулировании, разработанный ЦБ… Мы надеемся его принять до конца года.

Но ведь в законопроекте о саморегулировании сказано, что на одном рынке должно быть несколько СРО…

Мы это все гармонизируем. Можно установить такие требования к этим СРО, что будет одна. Это же дело техники. Хотел бы особо отметить, что, согласно законопроекту, участие форекс-дилера в саморегулируемой организации является обязательным. На мой взгляд, это очистит рынок от мошенников.

Решается ли вопрос о признаваемости котировок? Как законодательно защитить клиента от «рисованных» котировок?

Конечно решается! Механизм регулирования котировок закреплен в законопроекте. Мы закрепляем двойной контроль за порядком выставления котировок. Условия рамочного договора, порядок выставления котировок и подачи заявок должны соответствовать закону и примерным условиям рамочного договора, утвержденного саморегулируемой организацией форекс-дилеров. Также отмечается, что указанные примерные условия рамочного договора должны согласовываться с ЦБ. Таким образом, условия рамочного договора, в том числе и порядок выставления котировок, проходят две стадии контроля — со стороны СРО и со стороны Центробанка.

То есть контроль «вручную» единственной отраслевой СРО и Центробанка. Так? По сути, вся надежда на ЦБ.

Не совсем. В законопроекте прописано, цитирую: «Форекс-дилер не вправе изменять условия котировки на покупку без соответствующего изменения котировки на продажу». То есть помимо «ручного» контроля регулятора и СРО есть еще и законодательное ограничение.

А зачем все эти сложности? Можно просто перевести все валютные торги на биржу или привязать котировки форекс-дилеров к биржевым.

Биржа — не решение проблемы «рисованных» котировок. Именно внебиржевой характер сделок обеспечивает форексу его особенности и специфику. Обязанность совершать сделки на бирже, скорее всего, приведет к вымиранию рынка форекс как такового.

Помимо взятых с потолка котировок на форексе есть проблема кредитной ловушки для клиента. Когда ему дают кредитное плечо. У некоторых дилеров его размер доходит до 1 к 1000. Кредит под тысячу процентов в день. Эта проблема как-то решается в законопроекте?

Решается. Мы вносим поправки в закон «О рынке ценных бумаг» и прописываем там, что соотношение размера обеспечения, предоставленного физическим лицом форекс-дилеру, и размера его обязательств не может быть меньше одного к ста.

Кроме того, Центробанку дается право (в том числе и по представлению СРО) изменить величину указанного соотношения в зависимости от базисного актива производного финансового инструмента или предмета иного договора. При этом ЦБ не может уменьшить размер соотношения больше чем вдвое. А порядок расчета размера обязательств гражданина устанавливается нормативными актами регулятора.

Кроме того, требования форекс-дилера, не удовлетворенные за счет средств клиента, взятых с него в качестве обеспечения, считаются погашенными.

В ходе обсуждения законопроекта депутаты говорили о том, что все сделки на форексе должны фиксироваться в репозитарии. А разве в тексте законопроекта есть такое требование?

Напрямую нет. Однако стоит обратить внимание на положение законопроекта, по которому форекс-дилер обязан вести учет всех договоров и операций в порядке и сроки, установленные Банком России.

На рынке форекс есть довольно распространенная проблема — no connection to server. То есть проблемы с сервером «по роковому стечению обстоятельств» наступают именно в тот момент, когда клиент хочет зафиксировать прибыль. Но доказать, что технический сбой имел или не имел место, невозможно. Есть ли в законопроекте норма об аннулировании финансовых результатов, достигнутых во время технического сбоя?

В законе установлены общие требования к программному обеспечению форекс-дилера. В частности, предусматривается, что его программно-технические средства должны соответствовать характеру и объему проводимых им операций. Также дилер должен обеспечивать бесперебойную деятельность и сохранность данных, в том числе с помощью резервных копий. Форекс-дилер обязан располагать основным и резервным комплексами программно-технических средств. Эти средства должны быть в собственности форекс-дилера и располагаться на территории России. Требования к программно-техническим средствам устанавливаются саморегулируемой организацией и согласовываются с Банком России.

Что касается аннулирования результатов… В текущей редакции законопроекта прямого указания на это нет. Однако анализ положений законопроекта позволяет заключить, что обеспечение надлежащего порядка функционирования программно-технических средств возлагается на форекс-дилера. А он должен нести ответственность за неисполнение этих требований. Кроме того, проблема технических сбоев может урегулироваться актами ЦБ.

Другие новости

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку