Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Экспертный центр по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Рабочая группа по операционному риску Экспертного центра по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Анатолий Аксаков: снижение ключевой ставки до однозначной величины даст сигнал для развития экономики

Для того, чтобы бизнес вкладывал деньги в свое развитие и привлекал кредитные ресурсы, необходимо определиться со стратегией развития на ближайшие годы, снизить ключевую ставку до однозначных величин, активнее использовать специнструменты Банка России, способствовать снижению издержек кредитных организаций.

Об этом председатель комитета Госдумы по экономической по литике, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков рассказал на парламентских слушаниях «О повышении эффективности банковской системы РФ», которые прошли 26 апреля в Совете Федерации.

В начале года кредиты экономике и нефинансовому сектору сократились больше чем на 2%, отметил Анатолий Аксаков. На его взгляд, первым шагом для изменения ситуации могло бы стать снижение ключевой ставки до однозначных величин. «Сейчас есть все объективные условия для того, чтобы ЦБ мог решительно снизить ключевую ставку до однозначных величин. Хотя бы обозначить ее психологическим уровнем  9,9%. Это был бы ключевой сигнал для экономики», - уверен Анатолий Аксаков.

На его взгляд, снятие неопределенности в экономической политике правительства стимулировало бы бизнес вкладывать деньги в свое развитие. Он отметил, что в прошлом году экономика получила прибыль в 11 трлн рублей, но эти деньги не были направлены в инвестиции. «Закон о стратегическом планировании принят три года назад, а стратегии развития до сих пор нет. Нам как можно быстрее надо определиться с тем, что мы будем делать в течение ближайших лет, тогда, понимая планы власти, предприятия будут вкладывать в развитие свои деньги, привлекать кредитные ресурсы.

Пока бизнес не знает планы правительства, он не будет инвестировать», - считает Анатолий Аксаков.

По мнению Анатолия Аксакова, для эффективной поддержки экономики надо активизировать использование специнструментов Банка России. Он отметил, что в программе поддержки МСП «Программа 6,5» участвуют банки с капиталом 100 млрд рублей. «Сейчас принято решение о том, что в программу будут допущены банки с капиталом 50 млрд рублей и выше. Это значит, что больше банков будут получать кредиты под 6,5% и смогут давать относительно дешевые кредиты под 11-12% малому бизнесу. Это надо сделать быстрее, тогда потенциальные заемщики будут запрашивать больше кредитов»,- считает Анатолий Аксаков.

Он также обратил внимание, что у кредитных организаций, которые участвовали в программе докапитализации, при оценке наращивания кредитного портфеля экономике, не учитывается такой инструмент, как факторинг. «Факторинг - это фактически кредитование экономики, потому что он позволяет поставщикам продукции быстрее получить деньги и, соответственно, быстрее начать бизнес-деятельность. Факторинг фактически запрещен при госзакупках. Иногда госкомпании задерживают платежи на длительные сроки, которые доходят до года. Это создает предбанкротные проблемы для тех, кто не может получить деньги за выполненные работы», - пояснил он.

Анатолий Аксаков отметил, что ЦБ РФ ставит перед кредитными организациями задачу оптимизации бизнес-моделей, при этом объем материалов, которые кредитные организации должны предоставлять в ЦБ РФ, все время растет. «Он сравнялся с объемом информации, который банки должны представлять во время плановых проверок. Вал информации для отчетов требует большого отвлечения сил, это издержки для банка. Процесс перехода на электронный документооборот идет очень медленно», - пояснил Анатолий Аксаков.

Он предложил увеличить сроки ознакомления банков с итоговым документом проверок с 5 до 7 рабочих дней. «Итоговый акт проверки - это  документ в 1,5 тысячи страниц. За 5 рабочих дней кредитная организация должна ознакомиться с ним и выдать ответы. Практически невозможно объективно и профессионально ответить на замечания ЦБ за этот срок», - считает  Анатолий Аксаков.

Он также отметил, что Банк России мог бы предоставить возможность добросовестным кредитным организациям предварительно знакомиться с представленными замечаниями, это позволило бы исключить из итогового документа ошибки самих проверяющих.

Анатолий Аксаков отметил, что банки не всегда могут распознать сомнительного клиента. Банк России мог бы дать возможность доступа кредитным организациям к своей базе данных о сомнительных клиентах.

Анатолий Аксаков обратил внимание на то, что последнее время у проверяющих структур сформировалась презумпция виновности кредитных организаций. «Этот подход - банкир всегда виноват - надо ломать. Надо устанавливать атмосферу сотрудничества, чтобы было легче очищать систему вместе», - отметил он.

Другие новости

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку