- Каким образом, по вашему мнению, можно запустить экономический рост в России?
- В условиях стагнации и внешних санкций тем более важно переходить от решения текущих проблем к стратегическому планированию. Мы очень медленно подбираемся к решению задач развития инфраструктуры, человеческого капитала, стимулирования инноваций и обновления основных фондов. Оборонительная стратегия – это тоже фактор стагнации в экономике. Нужно решать задачи реструктуризации экономики, снижения зависимости от экспорта энергоносителей.
Поэтому ключевая задача Комитета Госдумы по экономической политике - сформировать правовые условия для изменения модели экономического развития страны. Ведь уже давно понятно, что те решения, которые принимаются в правительстве и Госдуме, обеспечивают стабильность – но на очень низком качественном уровне, что не позволяет России приблизиться к развитым странам. Поэтому должны быть предприняты решительные действия в правовой и бюджетной политике.
Чтобы проводить взвешенную политику, нам нужно иметь программу социально-экономического развития на 15–20 лет, и она должна быть амбициозной.
Для выхода на новый качественный уровень развития экономики необходимы триллионы рублей, и правительство должно предложить направление для привлечения финансовых ресурсов. При нынешней норме накоплений – доле инвестиций в валовом внутреннем продукте – мы всегда будем отставать от ведущих стран.
В финансовом секторе необходимо увеличивать сроки рефинансирования банков, расширять круг допуска кредитных организаций и перечень принимаемых в обеспечение активов, ввести депозиты без возможности досрочного изъятия и проводить другие меры, помогающие формировать ресурсную базу для среднесрочного и долгосрочного кредитования экономики.
- Назовите основные, по вашему мнению, приоритеты в экономической политике страны на ближайшие годы. Готовятся ли соответствующие законодательные инициативы?
- Одно из главных направлений в новой экономической политике – форсированный рост инвестиций, являющийся основным источником ускорения социально-экономического развития России, структурной перестройки экономики, импортозамещения, модернизации промышленности и ее технологического обновления.
Для привлечения инвестиций, а также развития бизнеса, особенно малого, необходимо дальнейшее улучшения делового, предпринимательского климата в стране. Необходимо сокращать количество проверок и проверяющих органов, ввести мораторий на любые проверки малого бизнеса – аналогичный позитивный опыт накоплен в Казахстане и Грузии. Для контроля соблюдения предпринимателями норм законодательства применять механизмы страхования рисков, страхования ответственности, саморегулирования.
В России работает около 6 млн. субъектов предпринимательства, число занятых в этом секторе составляет 18 млн. человек. Доля малого бизнеса в ВВП страны составляет 20%, и этот показатель необходимо существенно увеличить, поддержать российских предпринимателей, выполняющих функцию по обеспечению самозанятости населения и созданию новых рабочих мест. Малый и средний бизнес должны стать основой диверсификации и структурной перестройки российской экономики.
В числе приоритетных законопроектов, с которыми работает Комитет Госдумы по экономической политике, – правительственные законопроекты по созданию комфортных условий для развития предпринимательства. В частности – о снижении налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную и патентную системы налогообложения, и о стимулировании деловой активности МСБ в условиях экономического кризиса.
Нам также предстоит сформировать правовую основу для работы единого института развития малого и среднего предпринимательства. Основные задачи новой структуры - оказание финансово-кредитной поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса, а также разработка программ по встраиванию МСБ в цепочки поставщиков крупных госкомпаний. Институту также будет передана часть теперешних полномочий Минэкономики по регулированию предоставления грантов и микрозаймов малому и среднему бизнесу, а также по финансированию бизнес-инкубаторов.