Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Анатолий Аксаков: региональная банковская система показала высокую стабильность в кризисных условиях

Анатолий Аксаков выступил на семинаре «Банк и клиенты», организованном Deutsche Bank. Он рассказал о своем видении текущей ситуации в отечественном банковском секторе и экономике в целом.
Собравшиеся получили возможность задать вопросы. Вопросы касались ситуации с просроченной задолженностью, перспектив повышения капитализации банковской системы, шагов, предпринимаемых правительством и Банком России для восстановления и развития экономики, создания условий равной конкуренции для всех участников банковской системы.

Год кризиса дал банкам неоценимый опыт по работе с проблемной задолженностью, - сказал Анатолий Аксаков. – Они активно используют весь спектр доступных инструментов: от реструктуризации кредитов, до передачи задолженности в коллекторские агентства и возврата средств через реализацию залогов. Тот факт, что, несмотря на отсутствие роста объемов кредитования, уровень просроченной задолженности прекратил рост, можно оценивать как положительный момент.

Однако если и в дальнейшем ситуация будет носить такой же вялотекущий характер проблемы могут возникнуть. Опыт показывает, что, если с долгами не работать, их качество с течением времени ухудшается. Ассоциация «Россия» прекрасно это понимает и проделала огромную работу. Достигнута договоренность с Международной финансовой корпорацией о создании структуры по управлению проблемными активами и привлечению в нее средств частных отечественных и западных инвесторов. Для ее запуска нужно совсем немного – поддержка и небольшое участие правительства. Это придаст структуре больший вес. К сожалению, этой поддержки проект до сих пор не получил.

Говоря о перспективах малых и средних, банков, а также региональной банковской системы в целом, президент Ассоциации «Россия» в очередной раз сказал, что нашей стране без региональных банков не обойтись.
Есть регионы, которые из-за невысокой рентабельности, удаленности от крупных городов и сложных социально-экономических условий ни Сбербанку, ни другим крупным игрокам не интересны. Они уходят оттуда даже, если до кризиса успели открыть в этих регионах свои отделения. Региональные банки легче федеральных ориентируются в условиях и особенностях своего региона, его экономики и заемщиков.

К тому же, за счет высокой диверсификации кредитного портфеля, консервативной стратегии развития региональная банковская система показала высокую стабильность в кризисных условиях. Большая часть проблем, возникших у малых и средних банков, была связана с общей нервозностью ситуации и неосторожными заявлениями в прессе в первые месяцы кризиса.

В то же время агрессивная, не всегда обдуманная стратегия некоторых крупных банков поставила под удар всю банковскую систему. И если бы не вмешательство государства, проблемы могли быть гораздо серьезнее. Поэтому так важно, чтобы руководители кредитных организаций несли реальную ответственность за их будущее и финансовое состояние.
Кризис также показал проблемы с независимой оценкой устойчивости организаций. Наряду с совершенствованием методик оценки нужно модернизировать нормативную базу и повышать ответственность аудиторских и рейтинговых агентств за свои прогнозы.

Повысить устойчивость отечественной банковской системы можно не только усилением контроля и модернизацией нормативной базы, но и стимулированием докапитализации кредитных организаций. Именно стимулированием, а не принуждением. Потому как, несмотря на то, что все входящие в Ассоциацию «Россия» банки, кого затронул закон о повышении минимального уровня собственного капитала, к 1 января 2010 года увеличат его до требуемых 90 млн. руб., эта мера крайне не своевременная.

К тому же Правительство и Банк России не предоставили малым и средним банкам практически никаких дополнительных возможностей для увеличения собственного капитала. Вероятно 150 миллиардов, выделенные на повышение капитализации банковской системы через ОФЗ, так и не будут потрачены, потому как на таких условиях привлекать ресурсы просто не выгодно. А разработанная Ассоциацией региональных банков России совместно с IFC и EBRD программа участия иностранных инвесторов в увеличении капитала региональных банков пока не работает, так как требует поддержки правительства. Причем, согласно существующей практике, IFC входит в капитал лишь временно и через некоторое время продает свою долю. Участвовавшим же в программе банкам остаются передовые технологии и менеджмент. А банковской системе – современные, стабильные и прозрачные кредитные организации.

Встреча продлилась гораздо дольше отведенного на нее времени. Уже после ее окончания многие участники семинара подходили к Анатолию Аксакову, задавали вопросы, продолжая полемику.
Другие новости

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку