Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Экспертный центр по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Рабочая группа по операционному риску Экспертного центра по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Анатолий Аксаков: нужно создавать условия для развития бизнеса, а не бесконтрольно раздавать деньги


Выступая на конференции «Как регуляторы и участники рынка отвечают на вызовы сегодняшнего дня» Анатолий Аксаков отметил, что в ситуации с поддержкой реального сектора наметились определенные положительные сдвиги.
В последнее время исполнительная и законодательная власти предприняли реальные шаги, направленные на поддержку восстановления и развития бизнеса, – сказал президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы Анатолий Аксаков. – К ним можно отнести и отмену необдуманного повышения транспортного налога, противником которого я всегда был. Задача государства - не раздавать деньги тем, кто просит, а создавать условия, стимулировать развитие бизнеса. В том числе и за счет грамотной налоговой политики. А двукратное повышение транспортного налога негативно скажется не только на компаниях, занимающихся автомобильными перевозками, но и, за счет увеличения транспортных расходов, на всей экономике – ведь стоимость транспортировки входит в цену практически всех товаров.


Если же говорить о финансовой стороне помощи бизнесу, особенно малому и среднему, то важно создать не только действенные механизмы распределения ресурсов, но и систему рефинансирования ранее выданных кредитов.
Анатолий Аксаков отметил, что, к сожалению, далеко не все ресурсы, выделенные на поддержку реального сектора, были потрачены с толком и по назначению. Потому что на уровне государства практически невозможно обеспечить контроль. Эффективного использования денег можно добиться лишь разделив ответственность между государством и структурами, через которые осуществляется распределение по конечным потребителям.

Скажем, государство выделяет федеральному институту развития деньги, которые тот распределяет по региональным банкам. Те, в свою очередь, либо самостоятельно выдают кредиты, либо, если адресаты – малый бизнес и частные предприниматели, работают через микрофинансовые организации. При этом ответственность за возврат выданных кредитов, а, следовательно, за отбор заемщиков ложится на региональные банки и местные микрофинансовые структуры. Зная ситуацию в регионе, они не только смогут подобрать заемщиков, которым можно доверять, но и выберут перспективные проекты, реализация которых положительно отразится на экономике региона.


Однако, в условиях текущей сложной экономической ситуации, низкого уровня потребительской и деловой активности нельзя взваливать всю ответственность на банки – они должны чувствовать поддержку государства. Сейчас они решают не только свои бизнес-задачи, но работают в интересах экономики всей страны.
Опыт показывает, что такая схема вполне работоспособна. Даже сейчас возвращаемость кредитов малому и среднему бизнесу и микрокредитов, выдаваемых, скажем, Россельхозбанком, очень высока. Есть федеральная структура, которая может взять на себя первоначальное распределение средств – Российский банк развития наконец-то получил долгожданные 40 млрд. руб. Но количество, выделенных для этой цели денег, явно не достаточно. А чрезвычайно жестким требованиям – в первую очередь по рейтингам, предъявляемым к потенциальным участникам программы, не отвечают даже многие крупные федеральные банки. Однако региональные администрации готовы предоставить гарантии многим региональным банкам. И это гораздо более действенный механизм, так как он учитывает региональную специфику.


Невысокая, по мировым меркам, капитализация российской банковской системы, в том числе региональных банков, также является фактором, ограничивающим объем кредитования реального сектора. Анатолий Аксаков познакомил собравшихся с инициативой, с которой он выступил в Государственной Думе. «Часть 150 млрд., которые высвободились в результате сокращения финансирования программы повышения капитализации банков с использованием ОФЗ, можно направить на увеличение капитализации региональных банков. Ассоциация региональных банков России и IFC разработали механизм, но в нем обязательно участие государства».


Также Анатолий Аксаков остановился на вопросе рефинансирования выданных кредитов. «Только система рефинансирования способна запустить процесс кредитования. Именно непрерывный процесс. В противном случае развитие экономики будет требовать постоянного вмешательства государства. Причем рефинансировать можно и микрозаймы. За счет коротких сроков и высокого процента возврата они могут стать весьма надежным активом».

Другие новости

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку