В борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма огромное значение имеет достоверное определение конечных выгодоприобретателей – людей, которые на самом деле являются получателями денег. Эти механизмы постоянно развиваются и совершенствуются. Однако четкие и адекватные критерии, которые с одной стороны позволяли бы определять выгодополучателя, а с другой сверх меры не перегружали банки проведением расследований по каждому платежу, до сих пор отсутствуют.
Федеральным законом от 23.07.2010 г. № 176-ФЗ внесены существенные изменения в антиотмывочное законодательство, касающиеся идентификации клиента, отмечает президент Ассоциации региональных банков России депутат Государственной думы Анатолий Аксаков. Действия закона распространяются на филиалы и представительства, а также на дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, расположенные за пределами Российской Федерации. При этом механизмы реализации указанных положений Федерального закона неясны и несут существенную правовую неопределенность, что может стать серьезной проблемой при реализации требований законодательства.
В средствах массовой информации, а также на специализированных семинарах, представители Банка России, Росфинмониторинга и Федеральной службы по финансовым рынкам, высказывают мнение, что под термином «выгодоприобретатель» следует понимать, в том числе конечных владельцев капитала юридических лиц, находящихся на обслуживании в кредитной организации. В проекте положения по идентификации клиентов и выгодоприобретателей, которое на своем сайте изложил Росфинмониторинг, содержится ряд требований, не предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ.
А от Банка России методологические рекомендации по реализации требований Федерального закона № 176-ФЗ в кредитные организации до сих пор не поступали. Однако территориальные подразделения регулятора уже информируют банки об ужесточении административных санкций, предусмотренных определенными этим законом изменениями в антиотмывочное законодательство и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Регулятор уже определил перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушения.
Ассоциация региональных банков обращает внимание, что изменения внесенные Федеральным законом №176-ФЗ в статью 15.27 КоАП учитывают степень общественной опасности совершенного деяния. Так пункт 3 статьи 15.27 КоАП предусматривает возможность административного приостановления деятельности юридического лица на срок до шестидесяти суток за несвоевременное представление сведений в уполномоченный орган, что в ряде случаев может быть результатом технических сбоев программного обеспечения, или форс-мажорных обстоятельств.
Таким образом, приостановление деятельности, которая может обернуться для банка весьма существенными, вплоть до банкротства, последствиями, может быть применена за незначительное нарушение, произошедшее по независящим кредитной организации причинам.
Чтобы не допустить наложения на кредитные организации санкций за нарушение положений Федерального закона, реализация которых в виду неоднозначности их толкования является затруднительной, Ассоциация региональных банков России просит Банк России и Росфинмониторинг до устранения существующих правовых неопределенностей ввести временный мораторий на применение мер воздействия к кредитным организациям, допустившим нарушения положений, введенных Федеральным законом №176-ФЗ.
По мнению Ассоциации региональных банков России существующяя правовая неопределенность может быть исключена Банком России и Росфинмониторингом при издании методологических рекомендаций, содержащих позицию ведомств по реализации изложенных положений Федерального закона.