Депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Госдуме, председатель Комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков награждён орденом "За заслуги перед Отечеством" четвёртой степени. Эту высокую награду он получил за большой вклад в развитие российского парламентаризма и активную законотворческую деятельность:
– Анатолий Геннадьевич, примите наши поздравления. Такая награда ко многому обязывает?
– Я считаю, что на самом деле это аванс, знак того, что руководство страны мне доверяет и рассчитывает, что я буду с ещё большей отдачей работать над повышением эффективности экономической политики. В этом есть и заслуга нашей партии, которая доверила мне пост председателя одного из ключевых Комитетов Госдумы. Я понимаю это как наказ принять участие в разработке новой экономической модели развития, которая позволит реализовать огромный потенциал страны.
– Судя по полемике, которая идёт, члены Правительства не могут точно сказать, в какой стадии кризиса мы находимся. Одни говорят, что кризис уже миновал, другие считают, что он в самом разгаре, а третьи полагают, что самые трудные времена ещё впереди. Хотелось бы узнать Ваше мнение на этот счет.
– Не разделяю крайностей как излишне оптимистических, так и излишне пессимистических. Я полагаю, что кризисные явления в экономике России в самом разгаре и достигли своего апогея. Об этом же свидетельствуют и статистические данные: падение ВВП месяц к месяцу замедлялось. Замедляется спад промышленного производства и потребительского спроса, но пока остаётся существенным спад в строительстве и инвестициях. Всё это свидетельствует о том, что российская экономика постепенно адаптируется к работе в новых условиях. Надо отметить, что все те меры, которые Правительство и ЦБ сейчас принимают, способствуют стабильности, но не решают ключевой задачи – изменения структуры нашей экономики, её диверсификации. Поэтому главное, на мой взгляд, что необходимо сделать – изменить парадигму экономического развития страны.
– Правительство утвердило проект федерального бюджета на 2016–2018 годы. При этом премьер-министр Медведев призвал страну "привыкать жить" в условиях ограниченного бюджета. Что это означает для бизнеса и для большинства граждан?
– Планируемая Минфином в целях бюджетной экономии индексация пенсий и социальных выплат по прогнозной, а не реальной инфляции может привести к снижению доходов самых малообеспеченных категорий граждан. Ведомство предлагает в 2016–2018 годах делать выплаты по докризисным прогнозам инфляции – соответственно, на 5,5%, 4,5% и 4%. Кроме того, Минфин хочет увеличить срок выслуги военным для выхода на пенсию с 20 до 30 лет, заморозить до 2019 года повышенную фиксированную выплату к пенсиям сельхозработников, заставить неработающих граждан платить за обязательное медицинское страхование, сократить количество госслужащих на 20%, поднять пенсионный возраст федеральным чиновникам до 65 лет. Социальный блок Правительства выступает против этого, но уже понятно, что кризис "достанет" большинство граждан. Сокращение бюджетных расходов, в том числе и по государственным программам, коснётся и бизнеса, особенно малого и среднего. В частности, сократятся заказы на их продукцию по линии муниципального и госзаказа. Может сократиться и государственная поддержка бизнеса.
– Как Вы можете прокомментировать затянувшийся спор между Силуановым и Голодец по поводу отмены индексации пенсий? Продавит ли Минфин это решение, и велика ли будет прибавка к бюджету за счёт такой экономии? Есть ли альтернативные решения для пополнения казны, которые не касаются социальных выплат?
– Полагаю, что попытки Минфина продавить решение по отмене индексации пенсий должны быть пресечены. Вопрос даже не в прибавке к бюджету за счёт экономии, она несравнима с масштаба ми пенсионной системы и экономики. Мы не можем пойти на такое в принципе: социальные выплаты не должны сокращаться. Это опасно не только в социальном, но и в экономическом плане: нельзя дальше сужать потребительский спрос в условиях роста цен и тарифов. Для пополнения бюджета есть много источников. Это займы, эмиссия, резервы. Но главный источник – это экономическое развитие. Именно рост экономики должен пополнять доходы бюджета. Надо прекратить ориентироваться на сокращение расходов по всем бюджетным статьям, так мы можем дойти до критического минимума, особенно в региональных бюджетах. Нужно повышать доходы.
– Премьер потребовал от своего кабмина отыскать и ограничить неэффективные расходы. Что, на Ваш взгляд, в первую очередь относится к этой категории?
– Неэффективные расходы бюджета – это и есть один из ключевых источников сокращения бюджетного дефицита, сохранение (как минимум) размеров социальных выплат, индексации пенсий. Прежде всего это касается расходов на администрирование экономики со стороны государства и корпораций всех уровней. Нынешняя система не только чрезмерно затратная, но и неэффективная, что проявилось в период кризиса 2008–2009 годов. Яркое свидетельство этому – сползание экономики в стагнацию и рецессию. Реформа этой системы позволит не только осуществить бюджетный манёвр, поддержать социальную сферу, потребительский спрос, но и повысить эффективность администрирования. Для начала экономического роста в стране нужны хорошо налаженные, оперативные системы государственного и корпоративного управления. И, конечно, необходимо наводить порядок в сфере госзакупок, которая является не только наиболее затратной, но и коррупционной.
– Как Вы оцениваете влияние западных санкций на экономику России и эффективность антисанкционных действий российского Правительства?
– Реальное влияние западных санкций на нашу экономику является достаточно сильным. Мы живём в глобальном мире, связанном множеством интеграционных процессов, и любое нарушение таких связей в краткосрочной перспективе приносит убытки всем сторонам. Но для более слабой экономики эти убытки значительно больше. Они отражаются на росте цен, ускорении инфляции, сокращении внутренних и внешних рынков. Санкции можно нейтрализовать за счёт импортозамещения, но это требует крупных и долгосрочных инвестиций в основной капитал. Эти вопросы сейчас активно решаются в стране, но при этом важно не растерять контрагентов, не отстать от конкурентов, прежде всего, в научно-техническом и технологическом развитии. Поэтому импортозамещение должно идти параллельно с усилением сферы науки и технологий. Что касается наших контрсанкций, то это, конечно, вынужденный шаг. Эффективно это или нет, можно будет судить лишь со временем, когда проявится эффект импортозамещения.
– Согласны ли вы с мнением главы МЭР Алексея Улюкаева, заявившего, что в системе страхования вкладов заложена "систематическая проблема", из-за которой не работает главный страховой принцип?
– Вопросы страхования вкладов напрямую связаны с денежно-кредитной политикой Банка России, состоянием нашей экономики, курсом рубля. Действительно, с одной стороны, ЦБ лишает (во многом справедливо) банки лицензий, в том числе и те, которые работают со вкладами. В этих условиях Агентство по страхованию вкладов начинает работу по возврату денег вкладчикам. С другой стороны, уже это Агентство начинает испытывать недостаток средств на компенсацию вкладов. Тогда ЦБ пополняет его фонды и берёт на себя риски. Сейчас банковская система России находится в непростой ситуации, хотя её активы огромны – 77 трлн рублей на начало этого года при неэффективной структуре. Но ограничены возможности их дополнительного кредитования, прибыль за прошлый год существенно сократилась, затраты на обслуживание высокие. Вероятность массового банкротства банков, особенно малых и средних вообще и региональных в частности, сильно возрастает. Это увеличивает риски не только населения, но и всей банковской системы, прежде всего – Центробанка. Проблема в том, что система страхования вкладов должна преимущественно самовоспроизводиться, а не уповать на ресурсы Банка России, которые следовало бы направить на снижение процентных ставок и инвестиции.
– Если оценивать экономическую политику Правительства в целом, просматривается ли вероятность кардинального изменения экономической модели развития страны?
– Эффективность экономической политики Правительства можно оценивать по её главному показателю – устойчивому экономическому росту. Сейчас у нас стагнация и рецессия. Правительству необходимо инициировать в России потребительский и инвестиционный бум, повысить уровень конкуренции и обеспечить перелив ресурсов, капиталов и доходов в реальный сектор. Это должно создать условия, при которых становятся невозможными монопольно высокие или низкие цены, ставки процентов и нормы прибыли. Необходимо "мягкое давление" на товарные и денежные резервы (ресурсы и капиталы) для во влечения их в оборот, трансформации пассивов в активы: резервную денежную массу – в активную денежную массу, резервный капитал – в активный капитал, резервный спрос – в активный спрос, прибыль – в накопления и инвестиции. Ключевая роль в создании и воспроизводстве такого механизма должна принадлежать малому и среднему бизнесу. На это и направлены недавние изменения в законодательстве о малом и среднем бизнесе, создание единого института их развития и поддержки. Полагаю, что в России должен быть сделан концептуальный сдвиг в экономической, бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и антимонопольной политике – с макроуровня на микроуровень, на приоритетную поддержку малых и средних предприятий, обеспечивающих мультипликативное наращивание темпов экономического роста. Главная цель такой политики – остановить нарастающее "выталкивание" из страны ресурсов, капиталов, доходов и населения. Это жизненная необходимость для России.
Источник: сайт партии "Справедливая Россия" по материалам газеты "Справедливая Россия"