Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Экспертный центр по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Рабочая группа по операционному риску Экспертного центра по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Анатолий Аксаков: надо сохранить региональную банковскую систему – здоровую, сильную

Какие вызовы стоят перед российской банковской системой, накануне XIII Международного банковского форума «Банки России – XXI век» в Сочи порталу Банки.ру рассказал председатель комитета Госдумы по экономической политике, президент Ассоциации «Россия» Анатолий Аксаков.

– Вы будете обращаться в ЦБ с просьбой продлить действие послаблений для банков после 1 октября?

– Естественно. Хотя бы до 1 января 2016 года или даже до 1 июля. Это первое. Второе – реализации принципов «Базеля III», которые существенно увеличивают нагрузку на капитал и для системно значимых банков, и для всей системы в целом. 

Тема капитализации банков – по-прежнему одна из ключевых. Во-первых, для того чтобы активно кредитовать экономику, надо докапитализировать банковскую систему. Причем капитализация должна вестись по широкому кругу участников, чтобы помочь всей системе. Во-вторых, нужно создавать равные условия конкуренции, поскольку при избирательном подходе мы даем скрытые сигналы рынку о качестве участников и о том, кто останется на рынке.

– Создаются своего рода VIP-списки...

–Да, получается, будто не все равны на этом рынке. И разница между банками определяется прежде всего размером капитала. Но не обязательно большой банк является устойчивым. Не обязательно банк с маленьким капиталом является неустойчивым. Для эффективной работы вся система должна получить поддержку. В системе должна быть здоровая конкуренция.

Жизнь показала, что для нашей большой страны нужна региональная банковская система, которая в нынешних непростых условиях позволяет более гибко работать регионам с очень разным уровнем развития. Крупнейшие банки, которые вошли в госпрограмму докапитализации, не занимались кредитованием, например, посевной кампании. Эту ношу взяли на себя регионалы, причем они не раздавали деньги, но эффективно инвестировали. И это позволило им заработать. Факт остается фактом: региональные банки оперативно отреагировали на изменения в экономике.

– Правильно ли я понимаю, что банки, включая и крупнейшие региональные, которые попали в списки на докапитализацию, все-таки не совсем справляются с задачей поддержки малого и среднего бизнеса?

– Можно так сказать и о крупнейших федеральных банках. Как минимум они не сосредоточены на малом и среднем бизнесе и, в частности, на таких относительно рискованных сегментах, как сельское хозяйство, строительство. Эти сегменты сейчас не интересны для крупнейших финансовых институтов.

– За счет чего региональные банки оказались более поворотливыми, чем крупнейшие игроки?

– Во-первых, за счет специализации. Во-вторых, региональные банки лучше знают своих клиентов на местах. Они ориентированы даже не на бизнес-модель, а на гибкость отношений. Они знают этого конкретного строителя или агрария, доверяют ему и чувствуют рынок. И с учетом таких персонифицированных отношений принимают решения о кредите, инвестируют деньги. Это рискованное дело, но оно позволяет развиваться локальной экономике, а банкам – зарабатывать на кредитовании этого процесса. Крупному банку так трудно работать, поскольку он сначала будет выстраивать бизнес-модель, чтобы оценить перспективы развития рынка и возврата денег от того или иного проекта. Крупному банку нужен большой проект, а не маленький. Не один дом, а квартал как минимум или целый мини-город.

Надо сохранить региональную банковскую систему – здоровую, сильную. Но при этом здоровую и сильную региональную банковскую систему мы должны держать в ежовых рукавицах, чтобы банки не скатывались в сомнительные операции. Достижение баланса возможно, в частности, за счет доступа к госкапиталу.

Я думаю, что можно было бы рассмотреть вопрос о выделении субординированных кредитов ЦБ региональным банкам, как это делается по отношению к Сбербанку. Соответственно, ЦБ должен выставить определенные условия по тому, как будет работать банк. Но на 99,9% уверен, что ЦБ знает здоровые региональные банки. Знает, кто хулиганит, а кто ведет себя добросовестно. И пусть региональному банку тяжело, пусть он работает с небольшой маржой, но при этом выполняет важную экономическую и социальную миссию в регионе. Если его немножко поддержать, выполняя свои задачи, банк вернет суборд.

– Вы уже обсуждали с ЦБ такую возможность?

– Еще нет, эта идея появилась у меня недавно. Причем было бы хорошо, если бы такой длинный субординированный кредит можно было учитывать в капитале первого уровня. Просто других источников капитализации нет. У региональных банков маленькая прибыль, за счет нее увеличивать капитал тяжело. Процедура получения денег от правительства очень долгая... Практически процедура докапитализации только сейчас началась, а это же связано с выделением дополнительных кредитов. Мы процесс кредитования экономики задержали, потому что запускали процесс докапитализации.

– На какой срок могли бы предоставляться эти субординированные кредиты ЦБ региональным банкам?

– На 50 лет.

– А какие требования к банку должны быть исполнены для получения таких «вечных» субордов?

– В том числе по отчетности: налево не ходи, а занимайся правильными делами. Поскольку это довольно дорогие деньги, я думаю, банки с удовольствием такой кредит вернут, как только экономическая конъюнктура станет благоприятной. 50 лет могут превратиться в пять лет, а может быть, и в меньший срок. Этого бояться не надо.

Читать интервью полностью на портале Banki.ru 

 

Другие новости

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку