Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Экспертный центр по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Рабочая группа по операционному риску Экспертного центра по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Анатолий Аксаков: медиация – это путь к доверию между банками и клиентами

 
Процедура внесудебного урегулирования споров между кредитором и заемщиком выгодна обеим сторонам, – заявил Анатолий Аксаков на круглом столе «Возможности медиации в банковской сфере», – но, она заработает лишь в том случае, если будет независимой и иметь четкую законодательную основу. В противном случае ни у заемщиков, ни у кредиторов не будет к ней необходимого доверия и все конфликты все равно будут заканчиваться в судах.

Мировая практика внесудебного урегулирования споров показывает, что этот процесс должен быть многоступенчатым и включать в себя консультирование, медиацию и работу омбудсмена. Это позволяет на первых этапах отфильтровывать относительно простые и бесспорные случаи, связанные с недопониманием, или искажением одной из сторон условий договора, и оставить на рассмотрение омбудсмена действительно сложные случаи, которые, тем не менее еще можно решить не прибегая к помощи суда.

Первый этап – консультирование, связанное скорее с повышением уровня финансовой грамотности граждан, обратившихся за помощью. Второй – медиация: процедура поиска сторонами компромисса при участии специалиста-переговорщика.

– В такой ситуации, – отметил Анатолий Аксаков, – медиатор не обязательно должен иметь юридическое образование. Это может быть даже вредно. Так как у клиента, как правило являющегося в конфликте слабой стороной, может возникнуть недоверие к профессиональному юристу. Особенно специализирующемуся на финансовых вопросах. Задача же медиатора достичь согласия сторон, убедить их принять условия разрешения спорной ситуации, выгодные обеим сторонам. Медиатор не должен выносить решение. Он служит посредником и для него более важны навыки переговорщика.

И лишь в случае, если обращение не может быть урегулировано с помощью двух первых процедур, оно поступает на рассмотрение к омбудсмену. И вот он-то, являясь опытным и уважаемым юристом, на основании известной ему практики и собственного опыта выносит решение.

Однако очень важно, чтобы соглашение, достигнутое в процессе медиации, или вынесенное омбудсменом выполнялось. Чтобы стороны, согласившиеся на использование этого механизма решения спорной ситуации, не могли на каком-либо из этапов в одностороннем порядке выйти из соглашения.

Для этого вся процедура внесудебного урегулирования должна иметь четкую законодательную базу, – подчеркнул Анатолий Аксаков. – В противном случае ни у заемщиков, ни у кредиторов не будет к ней необходимого доверия и все конфликты все равно будут заканчиваться в судах. С 1 января в силу вступает федеральный закон №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», основываясь на котором Ассоциация региональных банков России совместно с Ассоциацией юристов создает Центр медиации.

К сожалению, – отметил депутат, – в настоящее время российское законодательство не готово к тому, чтобы построить полноценную трехступенчатую систему внесудебного урегулирования споров – для работы омбудсмена нет необходимой нормативной базы. Однако, опыт системы внесудебного урегулирования финансовых споров Великобритании показывает, что из 100 обращений лишь 10 проходят процедуру медиации и всего один требует внимания омбудсмена. В остальных 89 случаях достаточно простой консультации. Поэтому даже Центр медиации, действующий согласно федеральному законодательству, позволит снять значительную нагрузку с судов.

Одновременно с запуском Центра медиации Ассоциация региональных банков России совместно с Ассоциацией юристов начали работу над проектом нормативной базы, обеспечивающей деятельность института омбудсмена.

Процедура внесудебного урегулирования спорных ситуаций гораздо дешевле разбирательств в судах и не связана с такими нервными потрясениями, что, без сомнения, положительно скажется на взаимоотношениях клиентов и банков, – сказал в заключении Анатолий Аксаков. – Банкам не нужен «обиженный» клиент, взявший однажды кредит и по непониманию, или в связи со сложной жизненной ситуацией испытавший с ним сложности. Банкам важно, чтобы клиенты возвращались, обращались за новыми услугами. А для этого нужно взаимопонимание и доверие, достичь которого поможет Центр медиации. И выгодно это всем сторонам финансовых отношений: клиенты получают возможность без лишних нервов снять конфликт в отношениях с банками, а банки, став полноценными участниками процесса урегулирования ситуации, получают лояльного клиента.
Другие новости

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку