«У наших банков несколько ключевых проблем, - отметил Анатолий Аксаков. Во-первых, это возвращение доверия друг к другу на межбанковском рынке. С одной стороны, мы имеем структурный дефицит ликвидности, причем хронический. С другой - банки, которые имеют излишнюю ликвидность, не очень охотно предоставляют ее своим партнерам. И одна из причин – отсутствие доверия. Чтобы это доверие вернуть, нужно время.
Вторая ключевая проблема банковского сектора – это капитализация. Если посмотреть на темпы роста активов за первую половину 2014 года, мы увидим, что они растут в полтора раза быстрее, чем в первой половине прошлого года. Объясняется такой быстрый темп роста активов, прежде всего, тем, что наши крупнейшие компании, раньше занимавшие за рубежом средства, начали занимать в российских банках. Средства из-за рубежа либо стали недоступны, либо подорожали. В свою очередь, темпы роста кредитования нефинансового сектора растут в два раза быстрее, чем в первой половине прошлого года. В связи с этим встает вопрос о показателе достаточности капитала. ЦБ уже отмечает, что с десяток крупных российских банков находятся на пределе этого показателя.
Мы предложили ввести в российском праве понятие бессрочного субординированного кредита, такой закон внесен на рассмотрение в Госдуму. Таким образом, снимается вопрос, связанный с достаточностью капитала. Потому что сегодня в капитале второго уровня субординированные кредиты учитываются с дисконтом, и это уменьшает капитализацию банка.
Третья важная проблема российских банков - ликвидность. Отток капитала за первую половину 2014 года составил около 75 миллиардов долларов, и эта цифра продолжает расти. Необходимы меры, которые предотвращали бы такой отток капитала. Вплоть до принятия «тяжелого» закона об определенных ограничениях на трансграничное движение капитала. Как это сделано в Китае, например. Вообще, тут я бы предпринял много шагов, в том числе связанных с налоговым маневром. Например, отменил возврат НДС для экспортеров. Можно посчитать, сколько компании теряют из-за того, что у них происходит возврат НДС. Сколько они приобретают благодаря снижению налога на добавленную стоимость. Ну и потом уже определиться с планкой процентов, какие можно устанавливать.
Но ликвидность только административными мерами не пополнится. Надо включать инструменты Центрального банка, но опять же таким образом, чтобы эта ликвидность не уходила на валютный рынок. То есть, с одной стороны, Центробанк должен давать деньги в экономику через банки. Но регулятор не может давать деньги направо и налево, не считаясь с рисками потери этих денег. Даже если он дает эти деньги, они не должны уходить на валютный рынок и стимулировать ослабление национальной валюты. На мой взгляд, должны быть механизмы своеобразного «окрашивания» этих денег для контроля их движения в российской экономике. Банки должны объяснять, для чего они привлекают эти средства, на какие цели, и отчитываться. Я допускаю в этих непростых условиях выделение беззалоговых кредитов. Тут высокий риск, конечно. Не все кредитные организации должны иметь возможность получать эти беззалоговые кредиты. Критерием должна быть устойчивость банка.
Плюс ко всему, мне кажется, должен быть расширен список по положению 312 о залоге для рефинансирования Центробанка. Также я думаю, что Центробанку необходимо начать принимать ценные бумаги на основе секьюритизации кредитов малому и среднему бизнесу. Мы сейчас работаем с банками по введению стандартов кредитования МСБ, чтобы ЦБ дал разрешение секьюритизировать эти кредиты. Объем кредитов малому и среднему бизнесу сейчас оценивается примерно в 7,7 триллиона рублей по итогам 2013 года. В итоге секьюритизация даст около 0,7 триллиона рублей дополнительной ликвидности. Для дальнейшего кредитования малого бизнеса это большие деньги».