Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Анатолий Аксаков: досудебное урегулирование споров сохранит партнерские отношения

Выступая на I Международной научно-практической конференции "Финансово-правовые конфликты" в Уфе, Анатолий Аксаков подчеркнул, что мы должны стремиться следовать международному опыту и развивать досудебное урегулирование споров между конфликтующими сторонами.

Арбитражная система сейчас испытывает большие перегрузки. В 2008 году с началом кризиса число дел, гражданских споров возросло сразу на 25%, за первое полугодие в Московском городском арбитражном суде число рассматриваемых дел увеличилось вдвое. Но дело не только в этом. Дело в том, что судебные процессы - это стремление одержать победу и может быть иногда по существу разорить своего контрагента. Побеждает один, терпит поражение другой. Международный опыт показывает, что есть и другие способы разрешения конфликтов - досудебные и внесудебные.

Анатолий Аксаков указал, что наибольшую ценность в конфликтной ситуации представляют переговорные процедуры между конфликтующими сторонами, особенно с участием посредников, так называемых омбудсменов, владеющих экономикой и хорошо разбирающихся в методах разрешения конфликтов. Разрешение конфликтов с помощью омбудсмена - альтернатива судебному разбирательству, которое зачастую оказывается неприятным, дорогостоящим и отнимает много времени.

Для того, чтобы альтернативные способы получили распространение требуются три условия. Первое - готовность конфликтующих сторон использовать мягкие современные методы урегулирования. Мы такую готовность видим. В прошлом году в арбитражных судах около 25 000 споров было закончено путем заключения мировых соглашений, это примерно 5,5%. Этот факт указывает на то, что потенциал для использования этих способов имеется. Второе условие - наличие хорошо подготовленных специалистов. Третье условие - признание и поддержка этих методов регулирования государством.

Государство уже предприняло некоторые шаги в этом направлении. В арбитражно-процессуальном кодексе имеются главы 14,15 посвященные как раз примирительным способам разрешения споров. Переговоры с целью заключения мирового соглашения возможны до суда, вне суда и в суде. При этом суд обязан содействовать примирению между сторонами. В случае необходимости отложить рассмотрение судебного дела на небольшой срок, с тем, чтобы дать возможность сторонам достичь мирового соглашения.
Мировое соглашение позволяет сохранять партнерские соглашения. Поскольку оно включает в себя согласованное волеизъявление обеих сторон, то такое соглашение обычно добровольно исполняется.

Но если мировое соглашение не исполняется, оно может быть исполнено в принудительном порядке. Заинтересованная сторона может обратиться в суд с заявлением о принудительном исполнении заключенного мирового соглашения, в том числе вне рамок судебного процесса. Для этого требуется, чтобы мировое соглашение не противоречило закону и чтобы оно не затрагивало права и интересы третьих лиц, которые не участвуют в переговорах.
Есть поручение президента об урегулировании этих процедур с помощью законодательного акта. Но независимо от него эти процессы урегулирования могут и должны осуществляться уже и сейчас, особенно в условиях кризиса.

Другие новости

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку