Все факторы говорят о снижении инфляции, подчеркнул Анатолий Аксаков. «Эффект девальвации завершается, проект бюджета говорят о том, что темпы роста тарифов на услуги естественных монополий будет в 1,5 раза ниже роста прогнозируемой инфляции на следующий год. Мы не индексируем зарплаты бюджетникам и слабо индексируем пенсии. Поэтому есть объективные условия для более решительного снижения ключевой ставки. Решительного не на 2-3%, а поступательного по 0,5% на каждом заседании Совета директоров ЦБ. И это был бы хороший сигнал для рынка», - пояснил Анатолий Аксаков.
Он также затронул вопрос введения положений Базеля 3 для кредитных организаций. Анатолий Аксаков уверен, что Базель 3 необходимо применять только для системно значимых банков. «Для кредитных организаций второго эшелона эти меры регулирования слишком жесткие и сдерживают кредитование», - считает он.
В ходе обсуждения проекта ЕДКП на три ближайших года Анатолий Аксаков задал вопрос председателю ЦБ РФ Эльвире Набиуллиной о мерах поддержки Банком России проектного финансирования.
Эльвира Набиуллина сказала: «Вопрос достаточно долго разворачивался. Это совместный инструмент ЦБ и правительства. Решения ЦБ принял еще в апреле 2014 года, тогда мы установили лимит 50 млрд. рублей. В этом году увеличили до 100 млрд. рублей, выбрано меньше половины. По моим данным, проектов отобрано на большую сумму, больше 300 млрд. рублей. Весь объем госгарантий, который был предусмотрен бюджетом на этот год тоже практически выбран. И сейчас банки приходят к нам за рефинансированием. В следующем году мы будем продолжать давать деньги под уже принятые решения. Плюс к этому на 2016 год предусмотрен также определенный объем госгарантий, так что этот инструмент будет работать. Вопрос конечно, возникает, по поводу эффективности проектов, насколько они повлияют на импортозамещение. Но такой анализ можно будет сделать после их реализации».
Глава ЦБ также прокомментировала вопрос о привлечении инвестиций. «Это ключевой вопрос. Понятно, что новая модель экономики требует инвестиций. Инвестиции должны финансироваться. Бюджетные инвестиции ограничены, внешнее источники ограничены. Остается два механизма – прибыль и финансирование – либо заемное, либо привлечение внутренних инвесторов. В первой половине года прибыль выросла на 40%, но она не пошла в инвестиции. Это вопрос не процентных ставок, это вопрос отношения и мотивации инвесторов. Нужно создавать мотивацию, ликвидировать узкие места структурной проблемы, которые мешают этим инвестициям».
13 января 2025 года
9 января 2025 года