Анатолий Аксаков отметил, что в текущей ситуации нужно в первую очередь организовать системную работу по снижению административного давления на бизнес. Именно эта проблема в большинстве случаев удерживает инвесторов от реализации проектов в России.
На его взгляд, для системного решения этой проблемы в ближайшее время необходимо:
- ввести бессрочные «антимонопольные иммунитеты» для субъектов малого предпринимательства, если их годовая выручка от реализации товаров, работ, услуг не превышает 400 млн. рублей.
- распространить действие надзорных каникул на средние предприятия;
- запретить создание ГУПов и МУПов в конкурентных сферах, таких как торговля и общественное питание (поскольку выгодоприобретателями деятельности ГУПов и МУПов зачастую являются должностные лица органов власти, курирующие соответствующую сферу);
- упростить административные процедуры и сократить их количество для согласования и получения разрешений на строительство и реконструкцию объектов недвижимости. Это будет способствовать увеличению прозрачности разрешительных процедур в сфере строительства;
- применять обязательную очную процедуру в субъектах РФ при проведении оценки регулирующего воздействия новых и действующих нормативно правовых актов;
- регулярно освещать в СМИ выявленные факты нарушений, принятые меры по привлечению должностных лиц к ответственности и восстановлению нарушенных прав граждан и предпринимателей;
Анатолий Аксаков отметил также, что рассмотрение и принятие нового Кодекса об административных нарушениях следует синхронизировать с проведением реформы в области государственного контроля и надзора.
Для минимизации ущерба при ведении бизнеса, в том числе при реализации инвестиционных проектов, в новом проекте КоАП необходимо предусмотреть:
- введение практики «первого предупреждения» при проверках субъектов малого и среднего предпринимательства. Штрафные санкции применять только при выявлении неисполнения предписания в установленный срок в ходе повторной проверки;
- введение административной ответственности для уполномоченных должностных лиц в виде дисквалификации за необоснованный отказ в выдаче согласований и разрешений в случае, если такой отказ был оспорен в суде, и судом было вынесено решение о неправомерности отказа;
- введение административной ответственности (а в случае нанесения ущерба в крупном и особо крупном размере - уголовной ответственности) за организацию необоснованных проверок субъектов предпринимательской деятельности, блокирование счетов и списание денежных средств, возбуждение административных и уголовных дел, если вследствие таких действий был причинен ущерб субъектам предпринимательской деятельности и впоследствии было принято судебное решение о том, что оснований для проверки субъекта предпринимательской деятельности не было.
Анатолий Аксаков обратил внимание на повышении заинтересованности региональных и местных властей в развитии МСП. На его взгляд, чтобы региональные власти были напрямую заинтересованы развивать малый и средний бизнес и создавать благоприятные условия для инвесторов, необходимо ввести для глав регионов жесткую систему KPI, от соответствия которой будет зависеть их дальнейшие карьерные перспективы.