Анатолий Аксаков отметил, что структурную перестройку экономики необходимо начинать с наведения порядка в осуществлении бюджетного процесса. «Отчет Счетной палаты показал ряд случаев, когда бюджетные деньги выделялись на проекты, не имеющие проектно-сметной документации. Возникали ситуации, когда вместо реализации проекта, деньги лежали на депозитах и экономика ничего не получала», - пояснил Анатолий Аксаков.
Также Анатолий Аксаков предложил провести инвентаризацию налоговых льгот и оставить только те, которые дают реальный эффект для структурной перестройки экономики.
По мнению Анатолия Аксакова, главный вопрос для структурной перестройки экономики - это ресурсы. Банк России должен активно включится в решение задач, связанных с экономическим ростом и, в том числе, реиндустриализации, которая невозможна без активизации кредитования. Одной из мер стимулирования кредитования могло бы стать введение принципов Базеля I и III только для системно значимых банков.
Для поддержки и развития перерабатывающих отраслей экономики должны быть задействованы институты развития, уверен Анатолий Аксаков. На его взгляд, ЦБ мог бы по льготной цене приобретать облигации институтов развития, чтобы они направляли средства на проекты. При этом должен быть жесточайший контроль за целевым использованием этих средств, чтобы деньги, выделенные на эти проекты не шли на валютный рынок и не создавали дополнительного давления на национальную валюту, подчеркнул Анатолий Аксаков.
Анатолий Аксаков отметил, что принят ряд законодательных решений для развития инструментов, которые позволили бы бизнесу активнее инвестировать в экономику. В частности, закон о ГЧП, закон о промышленной политике, в рамках которого можно заключать специальные инвестиционные контракты. В первом чтении принят закон, согласно которому налог на прибыль, направляемую на создание новых производств, может быть снижен с 20 до 10 процентов.
На взгляд Анатолия Аксакова, бизнесу необходимо дать ориентиры, по которым будет работать экономика, тогда он начнет вкладывать деньги в развитие производства. "Большие надежды связываем с подготовкой стратегии развития экономики до 2030 года", - отметил он.
На парламентских слушаниях выступили также, в частности, спикер Госдумы Сергей Нарышкин и первый заместитель Председателя Банка России Дмитрий Тулин.
Председатель Госдумы Сергей Нарышкин в своем выступлении отметил, что внешние рынки капитала и технологии стали ненадежными после введения западными странами антироссийских санкций, в этой связи сегодня главный расчет РФ - на собственные силы и внутренние ресурсы.
"События двух последних лет только подтверждают актуальность именно таких задач. Ведь, как вы знаете, внешние рынки капитала и технологии стали ненадежными в силу того, что наши западные партнеры приняли неправовые решения, которые противоречат и принципам свободной конкуренции, и принципам мировой торговли. В этой связи наш главный расчет сегодня - это собственные силы, это внутренние ресурсы и внутренние источники роста", - сказал Сергей Нарышкин.
Первый заместитель Председателя Банка России Дмитрий Тулин, в частности, высказал мнение о том, что у ЦБ РФ есть значительный потенциал в повышении эффективности денежно-кредитной политики с точки зрения влияния на экономику, рост, инфляцию. Кроме того, существуют скрытые резервы в структуре кредитных вложений банковского сектора.
"Если банки кредитуют товарное производство, то автоматически ВВП растет, хотя бы запасы растут… Если же банки кредитуют приобретение финансовых активов, производство и предложение товаров не растет, а денежная масса растет. Совершенно иные условия макроэкономического равновесия создаются. Поэтому, используя богатую мировую практику и собственные разработки, можно искать способы, чтобы найти решение, каким образом - экономическим или неэкономическим, добровольным или добровольно-принудительным - побудить наши кредитные организации направлять кредитные ресурсы туда, куда заинтересовано направлять их государство", - сказал Дмитрий Тулин.