По результатам опроса, проведенного Ассоциацией "Россия", 81% кредитных организаций сообщили, что в их советах директоров работают независимые директора, 88% имеют в составе советов неисполнительных директоров.
Как свидетельствуют результаты опроса, банки привлекают независимых директоров в состав советов прежде всего в рамках выполнения рекомендаций Кодекса корпоративного управления, одобренного Банком России (73% опрошенных), а также для получения внешнего опыта и повышения профессионализма (50%).
Почти половина опрошенных банков указали также, что работа независимых директоров в советах директоров банков позволяет решить задачи предотвращения внутренних конфликтов интересов, а также повышения управляемости банком и эффективности контроля над деятельностью исполнительных органов, сообщила Алина Ветрова.
По ее словам, большинство банков подбирает независимых директоров на основе личных контактов основных акционеров банка (62%), на втором месте по способу подбора стоят личные контакты топ-менеджеров банка (38%), на третьем – личные контакты крупнейших клиентов банка (19%). Каждый шестой банк из 50 крупнейших указал профессиональные объединения как источник при подборе независимых директоров.
Алина Ветрова отметила, что 62% опрошенных банков не использует механизм включения своего представителя в совет директоров заемщика, еще 38% используют его редко. Основная причина, по которой банки отказываются от участия в работе советов директоров заемщиков - это риск признания Банком России такого заемщика "связанным". Среди других причин - низкий уровень корпоративного управления у заемщиков, отказ заемщика или отсутствие нужного количества высококвалифицированных сотрудников в банках.
Опрошенные кредитные организации посчитали, что данный механизм на практике имеет низкий уровень результативности, сообщила Алина Ветрова. По оценке банкиров, эффективность может быть обеспечена только в сочетании с внесением таких изменений в устав и положение о совете директоров заемщика, как ограничение полномочий менеджмента на принятие существенных решений и блокирующий голос представителя банка при голосовании на заседаниях совета директоров.