Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Экспертный центр по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Рабочая группа по операционному риску Экспертного центра по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Алексей Войлуков: новые требования регулятора к резервированию ипотечных кредитов свернули программы нулевой ипотеки

Новые требования регулятора по резервам для ипотечных кредитов привели к сворачиванию программ ипотеки по околонулевым ставкам. Риски, возникающие у заемщика в таких программах, можно было бы нивелировать более мягким подходом - через страхование или введение риск-весов в случае дефолта заемщика. Об этом вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков рассказал на конференции РБК «Банки. Трансформация. Экономика.2.0», организованной при поддержке Ассоциации банков России.


Он отметил, что беспокойство регулятора вызвали риски, которые берет на себя заемщик при нулевой ипотеке. В такой модели заемщик оплачивает проценты вперед, при этом последующий ежемесячный платеж в 3 раза ниже по сравнению с программами рыночной ипотеки.

Регулятор счел, что если заемщик потеряет работу и не сможет расплатиться за ипотеку, то даже отдав в залог квартиру, он останется должен банку. И ввел требования по резервам для банка.

«Такие риски можно было бы решить их страхованием или введением ограничений для кредитных организаций в том, что они не могут предъявлять требование к дефолтным заемщикам больше стоимости получаемого залога», - отметил Алексей Войлуков.

Жесткий подход к резервированию ипотечных кредитов свернул не только нулевую ипотеку, но и программы субсидирования жилья от работодателей. По этой модели работали промышленные предприятия – они делали платеж в адрес банка, с которым было соглашение, а дальше работник гасил ипотеку минимальными платежами. Сейчас, если работодатель будет компенсировать ежемесячный платеж работнику, он должен будет заплатить с этой суммы страховые взносы и налог, что увеличивает его дуговую нагрузку в 1,5 раза.

По мнению Алексея Войлукова, в текущей ситуации государство должно поддерживать дифференцированные льготные программы, такие как Дальневосточная ипотека, сельская, для ИТ-специалистов и новых регионов. Остальные льготные программы, введенные для поддержки строительного сектора в 2020 году, следует пересмотреть. В первую очередь потому, что две трети заемщиков льготных ипотечных программ – это инвесторы, покупающие квартиры для перепродажи. По статистике, с начала запуска льготной ипотеки в 2020 году цены на недвижимость выросли на 50%.

«Беспокойство регулятора понятно, он хочет превентивно реагировать на появление рисков на рынке ипотеки. Но банки считают такие шаги чрезмерными и не исключают появления вариантов обхода нового регулирования», - считает Алексей Войлуков.

Другие новости

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку