Он отметил, что повышение ключевой ставки во втором полугодии текущего года отразилось не только на финансовом рынке, но и на вкладчиках, заемщиках и инвесторах.
Кроме этого, продолжается тренд на продуктовое регулирование, включая некоторые тарифы, подходы к определению процентных ставок, вменённые элементы кредитной документации. Такое смещение к регулированию параметров, структуры и объемов финпродуктов в необеспеченном потребкредитовании, можно рассматривать не только как декларирование защиты прав потребителей, но и как продолжение борьбы с инфляцией.
Еще одним трендом можно назвать отход законодательной системы от баланса интересов кредиторов и заемщиков на ориентирование интересов потребителя.
Также Алексей Войлуков обратил внимание на то, что финансовый сектор с большой степенью цифровизации продолжает оставаться инструментом государственной политики, участвуя в валютном контроле, сборе взысканий, налогов, распределении программ господдержки для отдельных отраслей экономики. При этом сейчас идет активный процесс цифровизации и на стороне государства, например, запуск платформы «Знай своего клиента», переход ФССП на работу с банками по СМЭВ, а также масштабный проект ФНС по единому налоговому счету для юридических лиц.
Говоря о цифровизации, Алексей Войлуков отметил, что она во многом реализуется через создание информационных систем с высоким уровнем защиты, а также возложением на банки обязанностей по предоставлению в эти системы информации или интеграции с такими системами.
«Развитие Единой биометрической системы показало плюсы и минусы административного регулирования. Сначала банки вынуждены были потратить огромные средства на оборудование в своих офисах системы сбора биометрии, а теперь стратегические документы развития финансового сектора содержат введение обязательных открытых API. Это тоже расходы, но если этот подход будет реализован, то необходимость создания новых единых информационных систем, в той или иной области, для аккумулирования и дальнейшего переиспользования данных можно ставить под вопрос», - считает Алексей Войлуков.
Также в 2023 году начался процесс реального отхода от использования рейтингов международных рейтинговых агентств. Этот процесс еще не завершен, так как окончательно не решён принципиальный вопрос – какие российские рейтинги соответствуют тому, что принято называть «инвестиционным классом» за рубежом.
Одновременно для поддержки рейтинговой отрасли через банковское регулирование идет процесс введения жесткого требования о наличии у предприятий реального сектора минимум двух рейтингов российских кредитных рейтинговых агентств. «Как будет развиваться этот подход в условиях существования в стране большого количества стратегических предприятий и предприятий с госучастием – увидим в последующие годы», - уверен Алексей Войлуков.