По его оценке, переход на Базель-3 нужно осуществлять всем банковским сектором единовременно. В зависимости от уровня и профиля рисков дифференциация среди кредитных организаций необходима, но она должна быть заложена в самих подходах.
Алексей Симановский отметил, что видит некоторую путаницу в профессиональной среде в понимании разницы между Базелем-2 и Базелем-3. Если отличия описать коротко и образно, то «математика и статистика – это Базель-2», а Базель-3 - это продвинутые модели и подходы, однако он более консервативен, административен и усложнен. Идеология Базеля-3 по нормативам достаточности капитала родственна Базелю-1.
По словам Алексея Симановского, внедрение Базеля-3 в России связано с проблематикой игрового поля. Единый метод должен обеспечивать одинаковые подходы к игровому полю. В этом случае размер банка или оценка его системной значимости не является тем критерием, который требует введения двух разных режимов регулирования. «Базель-3 не так страшен, как его можно нарисовать, но он не прост» - предупредил эксперт. Задача перед регулятором и банками сегодня стоит достаточно серьезная.
«Мы со сдержанным оптимизмом смотрим в будущее: в России в скором времени могут быть предоставлены законодательные возможности для реализации продвинутых подходов Базеля-2», подчеркнул спикер. Продвинутые подходы и использование математической статистики очень полезны для управления рисками, однако использовать их в расчете капитала не совсем корректно. С точки зрения повышения качества управления банками использовать математическую статистику возможно, а вот для того, чтобы помогать регулятору рассчитывать капитал, насколько она обоснована – вопрос открытый.
Коснулся Алексей Симановский в своем выступлении и закона о консолидированном надзоре. Когда говорится про внедрение Базеля-2 и Базеля-3, консолидированного уровня оценки ликвидности, достаточности капитала и т.д., нужно понимать, что Базель-2 – это оценка не на уровне банковской группы, но оценка на уровне профиля рисков и качества рисков. Про ликвидность говорится в меньшей степени.
Проблема кредиторов-вкладчиков существует не на уровне группы, а на уровне каждого юридического лица. Консолидированный надзор не является альтернативой надзору на соло-основе. Базой для консолидированного надзора всегда был и останется надзор на соло-основе, подчеркнул эксперт.
Отвечая на вопрос президента Ассоциации «Россия» Анатолия Аксакова о ситуации с созданием новых банков, Алексей Симановский сказал, что сейчас предложения от инвесторов поступают, но решения об открытии новых кредитных организаций принимаются гораздо более аккуратно, чем в 90-х годах. И эффект от их деятельности, как надеется спикер, будет также намного более надежным, чем в то время.