Он отметил, что российский финансовый сектор за 25 лет стал частью мировой финансовой системы, хотя сейчас в значительной мере изолирован от нее из-за санкций. Глобальный тренд на протяжении 10 лет, что прошли с момента последнего глобального экономического кризиса, заключается в снижении инвестиционной привлекательности банковского сектора.
Алексей Лобанов обратил внимание, что в России наблюдается парадоксальная ситуация – банковский сектор остается прибыльной индустрией, но при этом инвестиционно непривлекателен - «Мы не видим открытия новых банков, и не видим значительного притока капиталов в этот сектор».
Говоря о темпах инноваций в финансовом секторе, он признал, что регулирование в последнее время не успевает осмыслять и готовить подходы для регулирования всех бурно развивающихся инноваций. Потому что жизненный цикл разработки международного стандарта занимает 5-7 лет до момента его внедрения. Это большие сроки, которые в разы превышают жизненный цикл инноваций.
Алексей Лобанов считает, что стратегии банков как минимум должны учитывать долгосрочный тренд на снижение рентабельности в первую очередь из-за конкуренции с финтехом, а также тенденцию на продолжающее ужесточение банковского регулирования, в том числе Базель 3 и идущий ему на смену Базель 3,5.
Развивая тему аутсорсинга как одному из путей снижения издержек для финансовых институтов, Алексей Лобанов отметил, что регуляторы тоже видят перспективы в этом тренде.
У международных и национальных регуляторов есть большие опасения, что дальнейшие ужесточение требований может привести к утрате контроля за соблюдением количественных и качественных критериев и добросовестным их исполнением. «Мы наблюдаем как решение этой проблемы робкие шаги в ряде стран - попытку вывести на аутсорсинг существенную часть регуляторной деятельности, связанной с расчетом нормативов, составлением отчетности, и передачи ее в надзорный орган», - отметил Алексей Лобанов.
На его взгляд, есть два возможных сценария развития событий в этой области: либо надзорные органы возьмут на себя задачу вычислений рисков банков, имея все больший доступ к первичным данным. Сейчас это реализуется в России. Получив такие данные, у регуляторов есть стимулы и желание делать многие вычисления самостоятельно.
Второй путь, который заметен в мире – делегирование сложных трудоемких расчетов агентам, которым доверяют и регуляторы и банки. Эта модель позволяет экономить, поскольку затраты на самостоятельную реализацию такого подхода слишком велики для отдельного банка. «Не хочу сказать, что такой подход - это будущее для российских банков, но, несомненно, это будущее в среднесрочной перспективе для банков, у которых не хватает ресурсов или для тех кредитных организаций, у которых огромные издержки связаны с обязательным внедрением сложных международных подходов к оценке рисков. Австрия не первый год реализует агентский подход, которым пользуются крупнейшие банки», - сообщил Алексей Лобанов.
13 — 16 сентября 2017 года
Сочи
15 октября 2024 года
14 октября 2024 года