Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Экспертный центр по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Рабочая группа по операционному риску Экспертного центра по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Александр Мурычев: законопроект о создании мегарегулятора требует тщательной доработки ко второму чтению

Законопроект о передаче ЦБ полномочий регулирования финансового рынка создает исключительно организационные предпосылки для последующих качественных изменений регулирования и надзора в сфере финансовых рынков. При этом законопроект очень противоречив и требует тщательной доработки ко второму чтению. Об этом председатель совета Ассоциации "Россия" Александр Мурычев заявил на ежегодном собрании ассоциации.

По его оценке, прогнозируемая изменчивость законодательства может стать причиной роста административной нагрузки на финансовую индустрию. При этом законопроект не наделяет Банк России правом законодательной инициативы, которое необходимо регулятору в такой ситуации.

Александр Мурычев напомнил, что проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков)» вносит изменения в 47 федеральных законов и предусматривает передачу Банку России полномочий ФСФР России по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков.

По оценкам правительства России, реализация мероприятий государственной программы РФ и «дорожной карты» позволит обеспечить ускоренное развитие российской финансовой индустрии к 2020 году и добиться увеличения активов банковского сектора до 104 трлн. рублей, годового объема торгов биржевого рынка акций до 240 трлн. рублей, достижения объема публичных размещений акций на внутреннем рынке (по рыночной стоимости) 1,8 трлн. рублей, роста капитализации российского финансового рынка свыше 100% ВВП, а также обеспечит вхождение России в десятку крупнейших международных финансовых центров.

В этой связи идея создания мегарегулятора, конечно, заслуживает особого внимания, и мы должны активно выступать в качестве экспертов, чситает Александр Мурычев. Опыт создания мегарегуляторов в других странах неоднозначен. тем не менее мы идем своим путем и должны при этом руководствоваться правилом "не навреди" в отношении всего финансового рынка.

По его словам, опыта координации финансовых властей в России почти нет, поэтому гораздо важнее создания новой формы создать и механизмы, которые позволяли бы предотвращать проблемные ситуации во всех сегментах финансового рынка. Законопроект пока решает чисто техническую задачу, тогда как главной целью является развитие финансового рынка и обеспечение стабильности его функционирования

Александр Мурычев отметил, что все участники рынка должны быть равны с точки зрения законодательства и нормативных подходов, не должно быть разделения или противопоставления банковского и финансового рынка. Свыше 90% всего капитала финансового рынка страны сформировано банками, напомнил он.

Говоря о недоработках в законопроекте, Александр Мурычев сообщил, что, в частности, в соответствии с новой статьей 76 Закона о Банке России функции по регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка осуществляются через Комитет финансового надзора, объединяющий руководителей структурных подразделений Банка России, обеспечивающих выполнение его надзорных функций. Комитет финансового надзора принимает решения по основным вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых рынков. Следовательно, в Банке России будут действовать два Комитета − банковского и финансового надзора. По аналогии с Комитетом банковского надзора положение о Комитете финансового надзора и его структура утверждаются Советом директоров Банка России. Однако руководитель Комитета финансового надзора может назначаться Председателем Банка России не только из числа членов Совета директоров.

Наиболее непоследовательно и противоречиво новые полномочия Банка России по регулированию, контролю и надзору реализованы в сфере страхования (статья 3 законопроекта), добавил Александр Мурычев. С одной стороны, согласно законопроекту, Банк России признается органом страхового надзора и наделяется полномочиями по принятию нормативных актов (новая редакция статьи 30 Закона об организации страхового дела). С другой стороны, в силу новой редакции пункта 5 статьи 28 Закона об организации страхового дела продолжает функционировать федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности.

Таким образом, законопроект закрепляет полномочия по регулированию в сфере страховой деятельности одновременно за Банком России и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, при этом в нем не определены принципы разделения компетенции между этими органами.

В действующей редакции Закона о Банке России предусмотрена декларативная норма, в которой одной из целей банковского регулирования и надзора провозглашается защита интересов вкладчиков и кредиторов. В Законе не раскрываются механизмы такой защиты. Законопроект возлагает на Банк России новые широкие полномочия по защите прав и законных интересов инвесторов – физических лиц на рынке ценных бумаг (статьи 11, 17 законопроекта). Тем самым Банку России частично передаются функции органа по защите прав потребителей финансовых услуг. При их осуществлении деятельность Банка России будет дублировать деятельность федерального органа исполнительной власти по защите прав потребителей (Роспотребнадзор). В законопроекте не предусмотрено четкого разделения компетенций между двумя названными органами.

Вступление в силу законопроекта намечено на 1 августа 2013 года. Процесс присоединения Федеральной службы по финансовым рынкам к Банку России предполагает ряд стадий. Однако эта этапность не нашла отражения ни в законопроекте, ни в пояснительной записке к нему.

С учетом всех выявленных в ходе анализа документа противоречий и недоработок законопроект потребует тщательной доработки ко второму чтению, резюмировал Александр Мурычев.

Другие новости

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку