Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Экспертный центр по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Рабочая группа по операционному риску Экспертного центра по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Александр Мурычев: нам еще много нужно сделать для обеспечения равных условий конкуренции

Председатель совета Ассоциации региональных банков России Александр Мурычев в преддверии общего годового собрания, которое пройдет 20 мая в Москве, рассказал в интервью Bankir.Ru и порталу asros.ru об основных проблемах банковского сектора, а также о результатах деятельности Ассоциации и дальнейших планах работы.

В прошедшие три года совет Ассоциации региональных банков России фокусировал внимание на четырех главных темах. Прежде всего это выработка предложений по скорейшему преодолению последствий кризиса, которых еще много. Это и проблемные, некачественные активы, и нерасчищенные от плохих долгов балансы, и проблема судебных исков и неурегулированности долгов. Одной из актуальных проблем стало ужесточение требований к капиталу. Эта тема коснулась сотен кредитных учреждений. В соответствии со стратегией развития банковского сектора предусматривается повышение планки капитализации до 300 миллионов рублей. Время на докапитализацию есть. Тем не менее, жаль, что, несмотря на все усилия банковского сообщества, совета и правления Ассоциации "Россия", удалось достичь лишь компромиссной цифры по отношению к предложениям правительства. Считаю, что этим вопросом стоит продолжать заниматься.

 

Вторая тема, которой мы занимались - это содействие обеспечению устойчивости банковского сектора. Здесь многое удалось сделать. Благодаря усилиям Ассоциации "Россия" был принят целый ряд законов, обеспечивающих повышение устойчивости не только банковской, но и всей финансовой системы.

 

Еще одно, третье, направление нашей работы связанно с тем, чтобы обеспечить в банковском секторе справедливую конкуренцию. Нам мало что удалось в этой связи сделать. Кризис создал объективные и субъективные предпосылки для усиления роли и участия государства в экономике и в банковском секторе в частности. Мы все просили о помощи, и государство помогало и, прежде всего, помогало крупным государственным банкам. Естественно, их роль в кризис усилилась. Но сейчас мы сталкиваемся с еще более искаженной конкурентной средой. Это как раз то направление, на котором следует фокусировать активность совета и правления Ассоциации "Россия" в предстоящие три года. Моя позиция заключается в том, что сейчас и правительство, и Банк России должны определиться, чем они владеют, каковы их интересы в банковском секторе. И должны предложить реальные программы приватизации, когда стоимость определяет рынок.

 

Четвертое направление работы – повышение доступности и качества финансовых услуг. Сделать удалось многое, но предстоит гораздо больше. Россия - страна огромная, и потребности в банковских услугах велики. По количеству банковских офисов мы в несколько раз отстаем от среднеевропейского показателя. Эта задача тоже переходит на ближайшие три года в деятельности Ассоциации, мы будем этим активно заниматься.

 

Помимо перечисленных главных тем, на которых мы фокусируемся, есть также задача совершенствования правовой среды. Нужно сбалансировать ответственность кредитора и заемщика. Мы должны защищать не только банки, нужно найти баланс интересов. Не случайно активизировалось обсуждение закона о несостоятельности физических лиц. Этот закон проистекает из лучшей европейской и американской практики и, несмотря на его страшное название, направлен на защиту интересов заемщиков, попавших в тяжелую ситуацию.

 

Другая тема, которой мы будем заниматься - совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях, создание системы корпоративного поведения банков на рынке, системы этических норм и требований. Это большой пласт проблем, который в целом рассматривается сегодня слабо. Мы должны двигаться вперед, переходить на международные стандарты, чтобы западные инвесторы нас понимали. Сегодня банки работают фактически с четырьмя системами отчетности, включая внутреннюю. Необходимо переходить на единую систему, пусть это будет, например, МСФО.

 

Если говорить об инструментах преодоления кризиса, о "наборе отверток", ничего не нужно никуда убирать. Мы 20 лет пытались убедить в необходимости использования этих инструментов, а кризис подтолкнул власти действовать, и наши предложения превратились в реальные меры, способные поддержать стабильность банковского сектора. Я считаю необходимым оставить субординированное кредитование. Это была успешная программа, которая позволила прокредитовать реальную экономику.

 

Беззалоговые аукционы сегодня, наверное, уже не так актуальны. А вот механизмы санирования, наработанные в свое время в АРКО, необходимо соединить с сегодняшними инструментами программы посткризисного развития. Это даст инструментарий, который позволит обеспечивать системную стабильность банковского сектора.

 

И, конечно же, требует усиления структура надзора за банками. Была уверенность, что крупные банки не так уязвимы, как малые. Но кризис отчетливо показал, что все наоборот. Значит, в надзоре нужно больше думать о системных требованиях. В русле наших предложений в Банке России был создан департамент финансовой стабильности, идет программа централизации инспекционной работы. РСПП и Ассоциация "Россия" всегда предлагали ЦБ РФ переходить к более взвешенной и системной оценке крупных игроков на рынке, к этому он сейчас и идет.

Интервью можно также прочитать на сайте Bankir.Ru

Другие новости

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку