В РСПП создана рабочая группа по обеспечению финансовой стабильности и экономического роста в России, которую возглавил президент РСПП Александр Шохин. Ее задача – создать общую картину происходящего, выявить основные проблемы и наметить пути и методы их решения, насколько это возможно в нынешних обстоятельствах. С этой целью мы направили более чем в 400 ведущих российских компаний запросы о том, как нормализовать экономическую ситуацию в стране.
Уже поступило несколько десятков ответов от участников рынка. Внешние факторы, резкое снижение цены на нефть, санкции – без сомнения влияют на события в стране. Однако серьезной причиной нервозности российского бизнеса в настоящий момент стало повышение ключевой ставки Центрального банка РФ до 17% годовых.
К сожалению, повышение ключевой ставки очень слабо помогает стабилизировать курс рубля к доллару и евро и затормозить инфляцию. И практически все, кто уже ответил на наши запросы, сходятся в том, что необходимо срочно, уже в январе, снижать ключевую ставку. Пусть это будет постепенное снижение, хотя я считаю, лучше всего, чтобы ставку вернули на уровень 10–12%.
Повышение ключевой ставки уже спровоцировало рост стоимости финансовых ресурсов до 20–30% годовых, в зависимости от срока привлечения средств. В наибольшей степени подорожание финансовых ресурсов бьет по реальному сектору экономики, который и без того испытывает значительные трудности. Это сверхнагрузка на экономику. Если ключевая ставка сохранится на текущем уровне до конца первого квартала 2015 года, как прогнозируют в Минэкономике, это приведет к волне банкротств предприятий во всех отраслях.
Как можно брать кредиты под 30% годовых и выше, если рентабельность в России составляет 7–10%? Предприятия, которые работают на оборонный заказ, это ВПК и машиностроение, в один голос просят стабилизировать цены на продукцию, имеющую экспортный потенциал (прежде всего металлы), установить соответствующие пошлины или квоты. Кроме того, эти предприятия просят максимального авансирования госзаказов, учитывая невозможность использовать кредитные ресурсы.
Во многих предложениях, которые уже получил РСПП, отмечено, что исполнителям госзаказов необходимо субсидировать текущие процентные ставки по банковским кредитам. Также считают необходимым предусмотреть механизм изменения цен по госконтрактам в связи с ростом цен, особенно на импортные комплектующие.
Представители бизнеса также просят запретить повышать ставки по уже заключенным кредитным договорам, как уже сделал ряд российских банков. Эти договоры предусматривают повышение процентной ставки по кредиту в случае повышения учетных ставок или резкого изменения макроэкономической ситуации.
При этом, я считаю, что вводить запрет на изменение ставок по кредитам предприятиям будет чересчур радикальным шагом. Повышение ставок по выданным кредитам – это вынужденная мера. Банкам надо просчитывать свою экономику, иначе разорятся они. Чтобы соблюсти некую гармонию между бизнесом и банками, можно установить предел повышения ставок по выданным кредитам на уровне ключевой ставки ЦБ.
Надо сказать, что банки тоже нуждаются в государственной поддержке. Объявили, что на реструктуризацию банков выделили триллион рублей. РСПП за то, чтобы доступ к этим средствам получили не только восемь крупнейших банков страны, но и другие системно и социально значимые банки. Критерии таких банков нужно выработать Центральному банку и Минфину совместно с банковским сообществом и деловыми кругами. Например, в регионах есть опорные банки, не менее социально значимые, чем банки федерального масштаба. В некоторых регионах на ведущие местные банки приходится до половины общего объема депозитов населения.
Многие банки обращаются в РСПП с просьбой поддержать их обращение к ЦБ для пополнения ликвидности путем введения такого антикризисного инструмента, как беззалоговые аукционы. Их ввели в 2009 году, и они достаточно эффективно зарекомендовали себя. Вопрос даже не в том, что все ими будут пользоваться – ими и в прошлый кризис не все пользовались – залоговые аукционы помогли снизить психологическое напряжение на банковском рынке. Сама возможность использовать этот инструмент и получить ликвидность в случае необходимости уже действует на рынок успокаивающе. В банковском секторе радикально меняются конкурентные условия, идет передел рынка. ЦБ РФ следует оперативно отреагировать на действия крупных банков по предоставлению завышенных ставок по ресурсам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Эти обстоятельства провоцируют отток денежных средств из других банков. В этой ситуации необходим механизм эффективного ограничения ставок по депозитам юридических лиц, предлагаемых крупными банками, в интересах нормального функционирования российской банковской системы.
Нужно учитывать, что даже при снижении ключевой ставки обратный процесс перенастройки экономики, улучшения ситуации будет гораздо более медленным, чем происходило ухудшение. Сейчас между банками и предприятиями заключаются договоры исходя из нынешних высоких ставок. И чтобы «дать обратный ход», снизить расценки, потребуется время, это будет очень трудно. Если повышение произошло за считанные недели, то снижаться они будут в течение года как минимум, если вообще будут снижаться.
Как мне кажется, последствия предпринятых действий в правительстве и Центральном банке представляют недостаточно четко. В частности, непонятно, как при такой стоимости финансовых ресурсов можно реализовать программу импортозамещения. Сейчас нет средств для обеспечения текущей деятельности, где уж тут расширять производство и запускать новые проекты. При этом растут цены на сырье и материалы.
Это все, без сомнения, всего лишь начало работы по анализу нарастающих проблем, потому что не думаю, что ситуация будет улучшаться в ближайшее время.