Александр Мурычев отметил, что взаимодействие государства и кредитных организаций имеет различные формы, начиная от регулирования их деятельности и заканчивая его участием в капитале кредитных организаций. В России такое взаимодействие имеет сходство со многими странами, но и специфика такого взаимодействия тоже есть.
Российская Федерация единственная страна в мире, где на уровне Правительства и Центрального Банка разрабатывается и утверждается документ, в котором определяются основные цели и задачи развития банковского сектора на среднесрочную перспективу — Стратегию развития банковского сектора на среднесрочную перспективу.
В стратегии, принятой в 2011 году на период до 2015 года установлены основные количественные ориентиры развития банковского сектора:
- активы/ВВП — 90 % (сейчас около76%);
- капитал/ВВП — 14-15% (сейчас около10,6%);
- кредиты нефинансовым организациям и физическим лицам/ВВП — 55-60% (сейчас около 41%).
В Стратегии предусмотрено сокращение в среднесрочной перспективе участие государства в капиталах кредитных организаций. Эта проблема чрезвычайна актуальна для развития подлинно коммерческого банковского сектора в Российской федерации.
В настоящее время порядка 20 кредитных организаций из числа крупнейших в стране (прежде всего Сбербанк РФ, Банк ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк) находятся полностью или частично (с сохранением контрольного пакета) в государственной собственности.
Банки, контролируемые государствам, имеют на своих балансах 49% депозитов и прочих привлеченных средств юридических лиц, 58% вкладов физических лиц. На их долю приходится почти 55% ссуд нефинансовым организациям и чуть менее половины всех кредитов населению.
Наряду с разветвленными филиальными сетями и применением передовых информационных технологий, доминирование госбанков объясняется так же использованием прямых и косвенных форм государственной поддержки, в том числе при проведении сделок слияния и присоединения, расчетов на услуги ЖКХ, а также привлечения средств государственных предприятий.
Первым шагом в осуществлении программы «разгосударствления» банковского сектора стала состоявшаяся в сентябре т.г. продажа принадлежавшего Банку России пакета акций (7,58% минус одна акция).
Александр Мурычев отметил ряд других положительных моментов в решениях органов государственной власти, реализуемых в рамках упомянутой Стратегии, направленных на развитие кредитных организаций всех форм собственности.
Благодаря принятым Банком России мерам по упрощению порядка открытия дополнительных офисов, кредитные организации, несмотря на связанные с открытием новых точек продаж дополнительные издержки, продолжают развивать свои филиальные сети.
Прогресс в отношениях банков и госорганов достигнут в снижении административных издержек банковской деятельности. Отменена обязанность кредитных организаций по контролю за кассовой дисциплиной клиентов — юридических лиц. Близко к принятию решение о переходе банков к использованию и хранению учетных документов в электронном виде.
Вместе с тем, сообщил Александр Мурычев, в работе кредитных организаций есть целый ряд проблем, решение которых прямо зависит от действия органов государственной власти и управления.
Кредитные организации продолжают нести заметные издержки, обеспечивая выполнения требований законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.
До настоящего времени не созданы правовые основы для формирования системы регистрации уведомлений о залоге движимого имущества.
Отложено обсуждение законодательных инициатив по вопросам синдицированного кредитования и секъюритизации активов. Не прошел все этапы согласования проект закона о коллеторской деятельности. Не решен вопрос с предоставлением банкам возможность заключать договор с физическим лицом на условиях безотзывности вклада.
Не один год продолжаются дискуссии по проекту закона «О потребительском кредитовании». Важным решением в этом направлении было бы рассмотрение всего пакета законопроектов, регулирующих отношения банков и граждан, включив в него проекты законов о работе финансового омбудсмена и о реабилитации несостоятельных должников.
Банковским сообществом неоднократно поднимался вопрос о том, что разработкой мер по защите интересов, с одной стороны, клиентов банков, а другой — кредитных организаций, должны заниматься профильные ведомства (Банк России, ФСФР, АСВ, ФАС) и специализированные общественные институты, чтобы уменьшить усиление вмешательства непрофильных контролирующих органов.
Чрезвычайно важны для российского банковского сектора конструктивные обсуждения решений, готовящихся к принятию Банком России в области регулирования и надзора. Такие изменения в нормативные документы предварительно обсуждаются Банком России с банковским сообществом.
В настоящее время Банк России взял курс на повышение регулятивных требований к качеству активов и, прежде всего кредитного портфеля, что с одной стороны побуждает кредитные организации к расчистке своих балансов от проблемных и непрофильных активов, но заметно повышает нагрузку на капитал.
Помимо этого ЦБ РФ предполагает внести еще целый ряд существенных изменений в области банковского регулирования:
- обязать кредитные организации раскрывать информацию о конечных бенефициарах, контролирующих более 1% голосов;
- упростить порядок получения разрешения Банка России на приобретение долей кредитной организации для юридических лиц, имеющих соответствующий кредитный рейтинг;
- расширить полномочия Центрального Банка по корректировке принципов расчета и выплаты вознаграждения банковским топ-менеджерам;
- иметь возможность применять к кредитным организациям меры воздействия не только по формальным основаниям, но и руководствуясь мотивированным суждением ЦБ РФ.
В заключение Александр Мурычев отметил, что большую роль в эффективном взаимодействии кредитных организаций с органами государственного регулирования играют профессиональные объединения участников финансового рынка, такие как Ассоциация региональных банков России.
Ассоциация "Россия", созданная 22 года назад, предоставляет возможность всем своим участникам принимать самое активное участие в обсуждении и решении всех основных вопросов банковской практики.
Основными «площадками», созданными Ассоциацией, для организации конструктивного диалога банков с органами регулирования и надзора стали:
- международные банковские форумы и всероссийские конференции;
- региональные конференции и круглые столы в субъектах Российской федерации;
- встречи представителей банковского сообщества с регулирующими органами (прежде всего Банком России), в Москве и регионах, проходящими в режиме доверительного диалога;
- работа образованных в Ассоциации «Россия» комитетов и комиссий для выработки, по конкретным направлениям, предложений вносимых в соответствующие властные структуры.
Большая работа ведется Ассоциацией по отстаиванию интересов отдельных кредитных организаций в случае возникновения спорных вопросов того или иного банка и органа надзора.
Банковское сообщество России считает для себя принципиально важным вести конструктивный диалог с органами государственной власти, как в отстаивании своих «цеховых» интересов, так и для лучшего понимания политики государства в развитии рынка финансовых услуг, подчеркнул Александр Мурычев.