Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Экспертный центр по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Рабочая группа по операционному риску Экспертного центра по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Алексей Войлуков о подходах развития конкуренции на рынке банковского страхования

На сегодня, во всем финансовом мире в условиях жесткой конкуренции с одной стороны и необходимости аккумулирования ресурсов для внедрения новых IT-решений при отсутствии сверх-прибылей с другой стороны, финансовые организации вынуждены заниматься оптимизацией сложившейся структуры расходов в целях дальнейшего выживания. В России этот процесс особенно активно начался после первых шоковых пост-кризисных лет.

Банки еще до кризиса занялись поиском дополнительного дохода, в первую очередь комиссионного, как менее подверженного колебаниям с точки зрения изменений рыночных условий.

В этом смысле, как и по многим другим направлениям, наш финансовый сектор идет в ногу с мировыми тенденциями. Если говорить про тенденции, то можно выделить следующие:

  • банкострахование становится важнейшим каналом продаж для страховщиков,
  • диджитализация финансовой сферы несет в себе как риски, так и шансы,
  • ведутся дискуссии о мисселинге и внедряются те или иные меры для его предотвращения,
  • под внимание начинают попадать размер банковских комиссий за продажу страховых продуктов, да и в целом вопросы ценообразования в данном направлении,
  • финансовые рынки начинают ощущать перспективы стандартизации.

Страхование в России второй по объему финансовый рынок после банковского. И в этом смысле банки и страховые компании нашли друг друга, и их «связь» крепка и взаимовыгодна.Так кому же и почему стало казаться, что эту дружбу по расчету - необходимо зарегулировать?

Как указано в опубликованном Обзоре Банка России ключевых показателей деятельности страховщиков - «заинтересованность банков в продажах страховых продуктов связана с возрастающей комиссией. За 2018 год она составила 27,5% от размера страховой премии, или 150 млрд. руб., что почти на 3 п.п. выше, чем годом ранее.»

При этом тенденция неоднородна. Если по ИСЖ отмечается рост комиссионного вознаграждения, в страхование от Несчастных Случаев и болезней также присутствует рост до 64%, то в страховании жизни заемщика наоборот – уменьшение комиссий до 40% от размера страховой премии, а в страховании имущества тенденции разнонаправленные по гражданам и юридическим лицам.

Цифры казалось бы выглядят внушительно в текущей парадигме экономического роста и маржинальности, особенно в сравнении с законодательно ограниченным вознаграждением по обязательному страхованию – 10%. Масло в огонь добавляют защитники прав потребителей, указывающие что банковская комиссия по отдельным договорам достигает 90-95% страховой премии, и вопрошающие «за что?». Хотя, конечно, уровень в 90% представляется экономически чрезмерным и способствующим росту недовольства на рынке.

Но здесь есть доля лукавства. Страховые компании сокращают собственные агентские сети и расходы на их содержание, которые и ранее в сравнении с зарегулированными банками были не столь велики. Для банков же комиссии при продаже продуктов иных финансовых организаций, по существу, это дополнительная компенсация содержания собственной разветвленной региональной сети. Размер банковского вознаграждения в России в принципе не сильно отличается от аналогичного в других государствах.

Например, если по европейским странам, сложить комиссию с компенсацией за привлечение клиентов и за административные расходы, выплачиваемые страховщиком посреднику, цифры становятся порядково близкие со средними по сегментам у нас.

Мы знаем только одну страну, законодательно ограничившую размер комиссий при продаже страховок посредниками. Причем достаточно давно, в 2010 году – это Индия, недавно проведшая полную биометрическую инвентаризацию своего населения. В 2017 году ограничения были скорректированы, в том числе с целью повысить продолжительность договоров страхования и вероятность их продления. В целом максимальная комиссия посредникам за первый год страхования (с фиксированными платежами) продолжает оставаться на уровне 40% от премии. При этом для страхования жизни формализовано понятие вознаграждения, которой составляет 20% от комиссии. Таким образом совокупная доля посредника в премии за первый год страхования ограничена 48%.

Структурирование банковских комиссий по видам страхования с учетом тенденций в банковских кредитных продажах оказывает влияние на итоговое распределение комиссий и страховой премии. Так например рост доли банковской комиссии в премии по страхованию от Несчастных Случаев и болезней с 2016 года может быть связан с большим количеством новых продаж на фоне рефинансирования потребкредитов сторонними банками в условиях снижающейся ключевой ставки.

Доля банковского канала в продаже страховых продуктов в 2018 году достигла 47%. Страховым компаниям, которые сильно озабочены статьей своих расходов на банковские комиссии, и предлагающих введение регулирования размера комиссий - следует серьезно задуматься. Как в условиях острой конкуренции на рынке, данное введение, при том, что это процесс длительный, скажется на состоянии всего страхового рынка. На сегодня можно констатировать, что результаты работы страхового сектора уже 2-й год являются очень позитивными. Рентабельность капитала страховых организаций по итогам 2018 года достигла максимума за последние несколько лет – 31% (рост на 9,3 п.п. за год), что серьезно контрастирует с показателями того же банковского сектора.

Конкуренция между страховыми компаниями за банковский канал продаж, между сходными финансовыми продуктами из различных секторов финансового рынка друг с другом, между банками за потребителей в условиях достаточно консервативных прогнозов роста банковского рынка может дать непредсказуемый результат.

  • с точки зрения продаж страховок заемщикам существует конкуренция между предоставлением кредита без страховки и кредита по сниженной ставке при приобретении страховки.
  • с точки зрения ИСЖ как продукта для потребителей, ищущих альтернативу депозиту – есть конкуренция с продуктами НПФ, а также профучастников. Эти инструменты также могут удовлетворить и интерес банков к получению длинных средств.

Вкупе с усилиями Верховного Суда, законодателя, регулятора, Роспотребнадзора по защите прав потребителей и тенденцией к цифровизации, ставящей под вопрос окупаемость полноценной сети физических банковских подразделений, а также вероятности ухудшения внешних условий - непредсказуемость рынка на горизонте нескольких лет очень высока.

При этом регулирование у нас, как и во всем мире, не успевает за изменениями в финансовом секторе, выработка условий регулирования банковских комиссий при продаже страховок может занять годы, а банковский сектор при этом может перестроить свой продуктовый ряд за полгода-год.

Таким образом, целесообразность законодательного ограничения размера банковских комиссий при продаже страховых продуктов вызывает серьезные сомнения. Хотя опыт Индии имеет смысл тщательно изучить.

Пока же оптимальными представляются инструменты развития добросовестной конкуренции, направленные на качественное информирование клиентов, в том о порядке расчета выкупной суммы и суммы возврата при отказе от других видов страхования.

Другие мнения и оценки автора

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку