При этом сегодня для банков отсутствуют четкие рекомендации о том, как следует управлять ESG-рисками. И это проблема не российская, она общая. В ноябре прошлого года Базельским комитетом по банковскому надзору были опубликованы Принципы управления и надзора за финансовыми рисками, связанными с климатом, в которых лишь отмечено, что «банкам следует встраивать параметры управления климатическими рисками в свою систему управления рисками». А единых стандартов по-прежнему нет.
В то же время каждый понимает, что с момента выхода этих рекомендаций ситуация сильно изменилась. И риски для наших компаний сегодня лежат далеко не только и не столько в плоскости климата. Хотя и они, безусловно, сохраняют свое значение. На мой взгляд, сегодня необходимо переосмыслить и расширить содержание повестки устойчивого развития, вспомнить о том, что она призвана найти баланс между экономическим ростом, решением социальных, экологических и климатических задач. Необходимо, на мой взгляд, дополнить ESG-повестку задачами по поддержке малого и среднего бизнеса, индивидуального предпринимательства, импортозамещения, поддержке инноваций и другими задачами, нацеленными на преодоление текущих вызовов и улучшение качества нашей жизни.
Очень важной сегодня, на наш взгляд, является дискуссия о том, что необходимо увязать ESG-трансформацию бизнеса с национальными целями развития через соответствующие показателя, и каскадировать их на уровень компаний. Это позволит объективно оценивать вклад бизнеса в их достижение, даст понятные и прозрачные ориентиры и позволит объективно применять меры стимулирования.
Банки заинтересованы в ESG-проектах. Ключевой интерес, компетенции и активности в сфере ESG сосредоточены преимущественно в банках из топ-20. Они уже предлагают клиентам ESG-продукты и инструменты: зеленые, социальные, переходные кредиты, а также кредиты с привязкой к показателям устойчивого развития и к ESG-рейтингу (на 01.07.2021 портфель кредитов корпоративным заемщикам оценивался экспертами в 400 млрд рублей, из них 96% - СЗКО).
Помимо этого, банки выступают экспертным центром для своих клиентов, предлагают помощь и консалтинг в области устойчивого развития. И на эти услуги в прошлом году был больший спрос, чем на ESG-кредиты. В том числе потому, что ESG-кредиты интересны преимущественно крупным компаниям.
Финансовый сектор, в том числе банки, могут стать опорой для предстоящих трансформаций, но их масштаб настолько велик, что без господдержки развернуть бизнес и запустить многие процессы с околонулевых отметок силами только финансового сектора невозможно. Субсидирование, гарантии, налоговые льготы, регуляторные меры помогут банкам снизить риски, а значит помогут нарастить объемы кредитования и активизировать рынок финансирования устойчивого развития. Поэтому поддержка со стороны государства сегодня, на мой взгляд, выходит на первый план как для компаний, так и для банков.
Мы знаем, что многое уже делается, многое, надеюсь, еще будет реализовано. В частности, Правительству уже поручено определить критерии отнесения инвестиционных проектов к числу проектов, отвечающих требованиям концепции ESG, а также о предоставлении мер государственной поддержки участникам таких проектов.
Так или иначе, но для отбора проектов необходимо внедрять инструменты по ESG оценке заемщиков. В прошлом году наша Ассоциация разработала для банков Рекомендации по внедрению принципов ESG, которые предусматривают в том числе проведение скоринга и учет факторов ESG в деятельности заемщиков для управления кредитной ставкой. На сегодня, собственные модели ESG-оценки заемщиков, программы скоринга, системы ESG-рейтингов внедрили порядка 1/3 крупнейших банков.
На этой стадии банки сталкиваются с нехваткой информации. Это касается как самих данных, представляемых клиентами, так и понимания подходов к сбору этих данных, а также возможности проверки их достоверности. И это, по нашему мнению, пожалуй, три ключевые зоны роста для развития нефинансовой отчетности компаний.
По данным исследований, сегодня в России только половина отчетов об устойчивом развитии дают инвестору достаточную картину об общепринятых ESG-аспектах. Для повышения информативности отчетов необходима стандартизация, единые, прозрачные подходы к данным, показателям и процедурам их подсчета. Непубличные компании могут раскрывать только обязательные формы статистического учета по воздействию на окружающую среду, расходу энергоресурсов. Поэтому сбор информации надо адаптировать под компании разного уровня.
На площадке нашей Проектной группы по инициативе банков ведется работа по разработке универсального шаблона ESG-анкеты для работы с клиентами. Такой шаблон станет первым шагом на пути к сбору сопоставимых данных об учете ESG-факторов клиентами банков. Банкам необходимо оценивать широкий круг количественных и качественных данных, в том числе о наличии стратегических и регламентирующих документов, сертификатов, об имеющихся целевых и фактических показателях, а также подходах, методиках и процедурах их сбора и расчета.
Содержание анкеты во многом перекликается с подходами международных стандартов нефинансовой отчетности. Она будет понятна клиентам и позволит банкам в концентрированном удобном для обработки виде собирать необходимую информацию, в том числе от клиентов, которые пока не составляют отчетность по устойчивому развитию. Формировать внутренние рейтинги, принимать финансовые решения на основе адекватной оценки рисков. Она будет применима для компаний разных отраслей. И позволит вовлечь в процесс ESG-трансформации малый и средний бизнес.
Еще одна проблема с отчетными данными, которую необходимо решать – повышение их достоверности. Сомнения по отношению к данным, публикуемым в рамках нефинансовой отчетности, характерны для всех стран. Помимо действующих механизмов внешнего заверения дополнительным выходом может стать активное использование современных цифровых решений, которые могут реализовать прозрачные механизмы сбора и аутентификации исходных данных, повысить прозрачность и согласованность конечных отчетов.