Программа по выходу на фондовый рынок — актуальное дополнение к набору существовавших механизмов. Вообще, для института поддержки МСП очень важен комплексный подход, поскольку малый и средний бизнес чрезвычайно разнороден по своим стартовым возможностям, масштабам, условиям развития, запросам и так далее. Собственно, такой принцип и предусмотрен в Законе № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Документом регламентированы практически все возможные направления помощи МСП, в том числе меры финансовой, имущественной, консультационной, информационной и налоговой поддержки. Причем как на федеральном, так и на региональных уровнях. Помимо этого помощь осуществляется в рамках целевых программ ряда отраслевых министерств.
То, что актуально для всех, — это финансовая помощь. Привлечение средств на фондовом рынке, о чем говорилось выше, это, конечно, хорошо. Тем не менее определяющую роль в ближайшей перспективе будут, скорее всего, играть традиционные способы — предоставление субсидий, кредитов и гарантий в рамках специальных программ, из которых на слуху обновленная программа субсидирования льготного кредитования МСП, существенно расширенная после принятия Нацпроекта МСП. Различные регионы ориентируются в предоставлении господдержки на свои приоритеты: отдельные отрасли, моногорода, особые территории и/или специальные проекты. Наибольший ассортимент продуктов поддержки предлагает Департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы для резидентов 35 столичных технопарков, где действуют разнообразные льготы, а субсидии могут достигать 10 млн рублей.
Упомянутый Закон № 209-ФЗ предусматривает предоставление субъектам МСП кредитов и займов финансовыми организациями с обеспечением в виде гарантий или поручительств участников Национальной гарантийной системы (НГС), в том числе 84 региональных гарантийных организаций (РГО). Например, в Москве на сегодняшний день объем гарантийной поддержки субъектов МСП в рамках НГС (Московский гарантийный фонд) за весь период работы Фонда составил на 01.07.2019 года 74,8 млрд рублей, под которые кредиторы выдали финансирование в размере 146,9 млрд рублей.
Для расширения форм гарантийной поддержки на федеральном уровне и в отдельных регионах запущены программы по лизинговым, микрофинансовым и факторинговым операциям для конечного получателя — субъекта МСП. Кроме того, гарантии и поручительства НГС могут быть использованы в рамках сделок секьюритизации, сделок по биржевым облигациям, размещаемым субъектами МСП, а также при обеспечении обязательств субъектов МСП, работающих по уже заключенным контактам, в том числе с госзаказчиком.
Совокупно за 2019 год в рамках НГС гарантийная поддержка должна составить 117 млрд рублей, из них 54 млрд рублей — Корпорация МСП, 21 млрд рублей — МСП Банк и 42 млрд рублей — РГО. Однако по-прежнему доля кредитов, выданных с гарантийной поддержкой, в общих кредитах МСП невысока — не превышает 5%. Для того чтобы оказать хоть какое-то существенное влияние на рынок, гарантийная система должна занимать не менее 10%, а это требует в несколько раз докапитализировать региональные фонды.
Но одной только докапитализацией все проблемы не решить. «К сожалению, организации, работающие в рамках НГС, де-факто обязаны работать в максимально безубыточном сегменте кредитования. По понятным причинам это снижает эффективность господдержки», — отмечает Геннадий Барсегов, председатель правления Синко-Банка.
Между тем разными субъектами МСП востребованы в той или иной мере все виды поддержки. Скажем, экспортоориентированные предприятия часто нуждаются в информационно-маркетинговой помощи. Многочисленные опросы показывают, что одной из главных помех для выхода на внешний рынок является неуверенность предпринимателей в своей способности продвигать продукт в незнакомых юрисдикциях. При этом на федеральном и региональном уровнях появились программы продвижения под зонтичными брендами («Сделано в России», «Сделано в Москве»), которые дают возможность малому бизнесу на льготной или бесплатной основе участвовать в международных выставках, занимать позиции на мировых электронных торговых площадках, размещать информацию о себе в СМИ. Не случайно в комплексе мер по поддержке экспорта АО «Российский экспортный центр» одинаково представлены как финансовые меры поддержки, так и нефинансовые.
К 2024 году планируется обеспечить объем закупок крупнейших заказчиков у субъектов МСП в размере не менее 5 трлн рублей, причем уже в 2019 году не менее 3,2 трлн рублей.
Предприятия, работающие на внутреннем рынке, тоже очень часто нуждаются в информации о рынках сбыта, особенно о госзаказах. Для них в 2016 году был создан бесплатный Бизнес-навигатор МСП. С его помощью можно узнать о планах госзакупок, проверить потенциальных контрагентов, подобрать помещение, узнать о мерах господдержки, в том числе специализированных кредитных продуктах и опциях в рамках национальной гарантийной системы. В Москве витриной городского заказа выступает «Портал поставщиков», к которому подключились и на котором размещают свои закупки около 30 регионов. Как сообщала Корпорация МСП, в период 2016–2019 годов объем договоров крупнейших заказчиков с малыми и средними компаниями Москвы составил 2,8 трлн рублей, а объем закупок по итогам 2018 года увеличился по сравнению с 2017 годом на 38,3% (на 295 млрд рублей). По итогам 2016–2018 годов регион занимает первое место в ЦФО по объему закупок крупнейших заказчиков у субъектов МСП.
Нацпроект МСП предусматривает, что к 2024 году планируется обеспечить объем закупок крупнейших заказчиков у субъектов МСП в размере не менее 5 трлн рублей, причем уже в 2019 году не менее 3,2 трлн рублей. В этих целях правительство дополнительно стимулирует закупки у субъектов МСП — так, в 2019 году повышена квота по закупкам у МСП крупнейшими заказчиками, до 15 календарных дней сокращен максимальный срок оплаты. Но сами предприниматели по-прежнему отмечают, что им трудно преодолевать бюрократические процедуры при работе с госзаказчиками.
Если мы говорим о начинающих предпринимателях, то для них особую ценность на «входе в бизнес» представляют юридическая поддержка и программы повышения правовой и финансовой грамотности. К 2024 году планируется расширить по стране сеть центров «Мой бизнес» и охватить их услугами не менее 10% предпринимателей. В этой части существует «база правовых решений для субъектов МСП», где описаны типовые проблемные ситуации, возникающие при реализации субъектами МСП бизнес-проектов. Там же даются инструкции, как с помощью юридических механизмов решать те или иные сложные проблемы. Для компаний, которые занимаются производством, крайне актуальны форматы имущественной поддержки, когда органы власти — федеральной или региональной — могут передавать предпринимателям в пользование или владение (возмездное, безвозмездное, льготное) земельные участки, здания или помещения, оборудование, транспортные средства и так далее.
Проблема в том, что очень часто бизнес просто не имеет информации обо всех этих проектах и программах помощи, скептически относится к вероятности их получения и бюрократическим процедурам оформления и отчетности. Так, об упомянутом выше Бизнес-навигаторе знают только около 20% предпринимателей (по данным индекса RSBI, совместно рассчитываемого «ОПОРОЙ РОССИИ» и Промсвязьбанком). Не случайно один из разделов Национального проекта МСП посвящен информационной поддержке. Лучше других осведомлены о мерах поддержки московские предприниматели, об этом сообщили 45% респондентов во время недавнего опроса Национального агентства финансовых исследований. «Клиенты часто делятся с нами своим опытом работы с другими банками, где обслуживание клиентов идет в потоковом режиме. В том числе они рассказывают о потребности в консультационной поддержке по юридическим и налоговым вопросам. Небольшой размер банка позволяет нам лично общаться со всеми клиентами, минимизировать бюрократию и оперативно получать обратную связь», — отмечает председатель правления Синко-Банка Геннадий Барсегов.
Однако в целом по стране, как показала проведенная в прошлом году Счетной палатой РФ проверка господдержки, полной и четко структурированной картины у местных властей нет. В результате выделяемые из федерального бюджета средства остаются неосвоенными. Счетная палата РФ в своем отчете зафиксировала, что из 34,4 млрд рублей, которые были направлены в 2014–2017 годах на поддержку МСП, в регионах, где проходил аудит, отчетность оказалась только на 9,3 млрд рублей. «К сожалению, снижает эффективность господдержки и то, что возможный способ наращивания гарантийного портфеля — прямое субсидирование выплат при наступлении гарантийного случая (убытка) — может привести к предвзятым вопросам в адрес гарантийных организаций при проверке контролирующими органами. Кроме того, на региональных рынках участники НГС часто начинают напрямую конкурировать между собой. Это вносит дополнительный дисбаланс в гарантийную систему», — отмечает Антон Купринов, исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы.
Справедливости ради стоит отметить, что трудности формирования общей картины на местах обусловлены и объективными факторами: процессом цифровизации (которая стирает региональные границы), созданным изначально для удобства предпринимателей большим количеством «окон обращения», в том числе через коммерческие финансовые институты, прямых и косвенных участников различных программ через специализированные институты развития и поддержки федерального, региональных, местных уровней. Эти факторы затрудняют сбор статистики как в региональном, так и в отраслевом разрезах.
В ответ на запрос бизнеса о едином окне ВЭБ.РФ (объединяющий ДОМ.РФ, РЭЦ, МСП Банк, Корпорацию МСП) создает информационную платформу для предпринимателей с линейкой продуктов поддержки МСП. При этом в процессе централизации нельзя забывать об особой значимости региональных организаций, в большей степени ориентированных на поддержку не средних, а местных малых и микропредприятий. Именно для них документооборот и критерии получения поддержки, установленные на федеральном уровне, чаще всего являются барьерами.
Учитывая важность работы на местах и региональную неоднородность, особый интерес представляет внедряемая Корпорацией МСП система внутренних рангов, на основе которой планируется осуществлять докапитализацию РГО.
15.10.2019 / Банковское обозрение